Китайцы полюбили взлет с палубы

Что представляет собой авианосная программа КНР

Владимир Ващенко 05.01.2016, 17:55
Авианосец «Ляонин», который находится в распоряжении ВМС КНР dianliwenmi.com
Авианосец «Ляонин», который находится в распоряжении ВМС КНР

За несколько часов до Нового года Пекин официально объявил о начале строительства второго авианосца для своих ВМС. По некоторым данным, корабль может сойти на воду уже в 2016 году. «Газета.Ru» проанализировала развитие и перспективы строительства авианесущих кораблей Поднебесной.

Власти Китая в последний день 2015 года официально объявили о строительстве второго авианосца для ВМС страны. Соответствующее заявление было опубликовано на сайте минобороны Китайской Народной Республики.

«Всем известно, что первым авианосцем, который находится в распоряжении ВМС КНР, является (авианосец) «Ляонин». Соответствующие ведомства рассмотрели вопрос со всех точек зрения, после чего

приступили к проведению опытно-конструкторских работ для второго авианосца. В настоящий момент ведется дальнейшее проектирование и строительство (авианосца)», — говорится в опубликованном на сайте министерства заявлении официального представителя китайского оборонного ведомства Ян Юйцзюня.

Ранее в различных китайских и мировых СМИ неоднократно появлялись сведения о создании второго авианосца для военного флота Китая, однако официального подтверждения этой информации со стороны Пекина не было.

Власти КНР пока не раскрыли никаких подробностей внешнего вида нового корабля. Неизвестно ни его водоизмещение, ни количество и тип самолетов, которые он будет способен нести.

В американских газетах отмечается, что судно будут строить либо на верфи в Даляне, где уже создали первый авианосец китайских военно-морских сил «Ляонин», либо на предприятии в провинции Цзяннань. Также ранее в СМИ появлялись сведения, что завершиться работы над новым авианесущим судном могут как раз в 2016 году.

Авианосная программа Китая была начата еще в конце 70-х годов прошлого века. Важным ее этапом стало приобретение списанного австралийского авианосца «Мельбурн» в 1985 году. Этот корабль был спущен на воду еще в 1945-м. На нем китайские летчики отрабатывали взлет и посадку на палубу корабля. Впервые пилоту Китайской Народной Республики удалось успешно выполнить этот маневр только в апреле 1987 года, в качестве опытного самолета для отработки взлета и посадки с «Мельбурна» применялся перехватчик J-8IIG, созданный китайцами на основе МиГ-23 и Су-15. Конструкторские решения, примененные при адаптации самолета к авианосцу, позднее были реализованы при разработке китайского специализированного палубного истребителя «Шэньян J-15».

Первая успешная попытка приземления на «Мельбурн» долгое время держалась властями Китая в секрете, и только в 2014 году местный телеканал CCTV официально подтвердил эти данные.

Первым авианосцем Китая стал корабль «Ляонин», переоборудованный из советского авианесущего крейсера «Варяг» класса «Адмирал Кузнецов». После распада СССР этот корабль достался Украине в недостроенном виде.

Правительство Китая выкупило его у Киева по нестандартной схеме, объявив о приобретении судна с целью переоборудования в развлекательно-туристический центр.

Таким образом ранее китайская сторона выкупила старые советские авианосцы «Киев» и «Минск». Однако у «Варяга» была другая история. Пекин хотел сделать из него современный боевой корабль, но планы по старой китайской традиции держались в секрете.

Буксировка судна в Китай также прошла нелегко. Правила движения по Суэцкому каналу запрещают прохождение кораблей без действующей силовой установки, поэтому «Варяг» был направлен в плавание вокруг Африки через Гибралтар. Два буксира («Н.Чикер» и «Sandy Cape») буксировали корабль со средней скоростью 11 км/ч на протяжении 28200-километрового маршрута, с промежуточными остановками для заправки и пополнения запасов.

Общая стоимость корабля для КНР составила $30 млн: 25 млн — украинскому правительству и 5 млн — за буксировку.

Далее на заводе в Даляне долгое время велась глубокая модернизация «Варяга», который после этого получил китайское имя «Ляонин». Китайскому военному флоту его передали в 2014 году. Он способен нести до 26 истребителей J-15, созданных на основе Су-27, а также до 12 вертолетов различных типов.

Ряд экспертов отмечал, что самолеты, размещенные на корабле, несут облегченную боевую нагрузку из-за несовершенной системы катапульты, используемой при взлете летательных аппаратов.

В китайских СМИ также появлялась информация, что корабль будет применяться только для учебных целей и не предназначен для участия в боевых действиях. Официально это не подтверждалось и не опровергалось.

В июле 2011 года Китайская академия военных наук выступила с докладом о том, что

всего КНР необходимы три авианосца в составе военно-морских сил.

«Мы полагаем, что Индия будет к 2014 году иметь три авианосца, а Япония в этом же году обзаведется двумя. Потому нам необходимо как минимум три подобных корабля», — говорилось тогда в докладе китайских военных ученых. В 2012 году глава военной разведки Тайваня генерал Цай Тень-Шень заявил, что располагает сведениями о планах Пекина в 2020 и 2022 годах спустить на воду два авианосца. Через год представитель ВМС КНР заявил, что Китай «построит некоторое количество авианосцев, которые будут «больше и современнее «Ляонина». Никаких уточняющих сведений на этот счет он не сообщил.

В настоящее время из потенциальных конкурентов Китая в регионе только Индия имеет авианесущие корабли. Один из них — «Викрамадитья», бывший советский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», модернизированный и переданный Дели в конце 2013 года. Второй только достраивается, и, как ожидается, будет спущен на воду в 2018 году.

Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока Елена Баженова уверена, что новые авианосцы нужны Пекину исключительно для обеспечения собственной безопасности, а не для проведения агрессивной внешней политики. «В мире ситуация непростая, идет рост экстремизма в разных странах, есть проблема пиратства на море, в том числе и в Азиатском регионе. Стране с населением более 1 млрд человек мало одного авианесущего корабля.

Но тезис о том, что КНР собирается с помощью своего военного флота проводить агрессивную внешнюю политику, я считаю необоснованным.

Вооруженные силы Китая, в том числе и военный флот, развиваются хотя и последовательно, но очень умеренными темпами. Объективно серьезной угрозы для своих соседей армия КНР не представляет. Военная доктрина государства носит оборонительный характер, и отказываться о нее китайцы не собираются» — так прокомментировала в беседе с «Газетой.Ru» планы по созданию второго китайского авианосца эксперт.

Первой страной мира по числу авианосцев остаются США – ВМС страны имеют 11 кораблей данного типа. Россия обладает лишь одним – авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов».