Госдума во втором чтении приняла поправки в Бюджетный кодекс. Они устанавливают переход к трехлетнему бюджету. Помимо этого, предусматривается изоляция нефтегазовых доходов. В бюджете доходы от них учитываться не будут. Все это должно снизить зависимость бюджета от колебания цен на нефть сделать бюджетный процесс более прогнозируемым. Также меняется процедура обсуждения бюджета Думой: вместо четырех чтений бюджета теперь будет три.
Однако последнее обстоятельство пришлось депутатам не по душе. Сейчас во время первого чтения обсуждаются макроэкономические параметры бюджета: показатели роста ВВП, инфляции и так далее. При этом, как правило, правительство стремится занизить эти параметры, депутаты же, напротив, доказывают, что они будут больше. Спор этот носит вовсе не теоретический характер: чем выше темпы роста ВВП и инфляции, тем выше прогнозируемые доходы бюджета, которые может делить Госдума при обсуждении расходных статей. Если же показатели занизить, эти средства образуют профицит бюджета, идущий прямиком в стабфонд.
Поправки в Бюджетный кодекс, внесенные правительством, предусматривали уже при первом чтении бюджета утверждение «обязательств государства».
Это лишало депутатов участвовать в формировании доходной его части, целиком предоставляя эти полномочия правительству.
Кроме того, в соответствии с поправками исполнительной власти предоставлялся контроль за бюджетными инвестициями: по объектам стоимостью больше 600 миллионов рублей решение должно было принимать правительство, по более дешевым – министерства и ведомства, участвующие в бюджетном планировании.
Все это вызвало у депутатов беспокойство и даже негодование. За поправки в первом чтении, они, правда, проголосовали, но спикер нижней палаты Борис Грызлов сообщил, что при подготовке ко второму необходимо «подумать об усилении контроля со стороны парламента за расходованием бюджетных средств».
В итоге по принципиальным позициям парламентариям удалось отыграть позиции. Они сохранили за собой право утверждать прогнозы макроэкономических показателей, хотя норма, сокращающая количество чтений до трех, в законе остается.
«Мы серьезно откорректировали закон относительно объема принимаемых решений», — прокомментировал нововведение представлявший законопроект первый зампред бюджетного комитета Виталий Шуба.
Что же касается нефтегазовых доходов, то они теперь будут аккумулироваться в двух фондах: резервном и будущих поколений, которые появятся вместо Стабфонда. Его планируется упразднить с 1 февраля 2008 года.
Бюджет будет верстаться без нефтегазовых доходов и станет дефицитным. Закрывать дефицит будет нефтегазовый трансферт, правда, и на него наложены ограничения – не более 3,7% от валового внутреннего продукта.
Поправки, отделяющие нефтегазовые доходы от всех остальных, стали единственным, что вызвало принципиальные возражения в зале. «Это ведет к искусственному созданию дефицита, — сказал родинец Владимир Никитин. — Заимствования и госдолг будут только наращиваться».