Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Процесс ушел

Защитники Михаила Ходорковского и его обвинители с интервалом в час высказали свое мнение о завершившемся накануне процессе. Адвокаты говорили о незаконности всего процесса и конкретных нарушениях. Представители Генпрокуратуры недоумевали, откуда такой интерес к «уголовному делу о банальном мошенничестве».

В четверг поздно вечером в Мосгорсуде фактически завершился процесс по делу бывшего главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского и экс-главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева — срок наказания им был снижен до 8 лет. В пятницу защита и обвинение по очереди дали пресс-конференции в агентстве «Интерфакс». Их темы и мнения участников причудливо переплетались.

Первыми свою точку зрения представили адвокаты Юрий Шмидт и Роберт Амстердам. «Я, если честно, не ожидал, что будет такое внимание. Мне накануне никто из журналистов не звонил, — начал Шмидт. — Умоляю, сохраняйте интерес». Защитник коротко рассказал «о той странной процедуре, которая проходила накануне в Мосгорсуде».

«За мою 45-летнюю практику такой пародии на правосудие я не встречал никогда», — охарактеризовал процесс адвокат.

«Это спешка в правосудии, фарс, который мы наблюдали. Это все было абсолютно издевательски», — согласился с ним Роберт Амстердам. После того как сегодня ночью к нему в номер ворвались пятеро сотрудников ФСБ и аннулировали его визу(«Газета.Ru» писала об этом), у него появилось еще больше оснований негативно отзываться о российских правоохранительных органах.

По мнению Шмидта, столь стремительное рассмотрение кассационной жалобы «было связано с тем, чтобы как можно скорее решить вопрос о вступлении в силу приговора, а также для того, чтобы снять всю проблему выдвижения Ходорковского в депутаты». «В тот день, когда мне Ходорковский сказал, что принял такое решение, и он обсуждал его уже с кем-то из адвокатов, Мещанский суд ограничил время на ознакомление с протоколом, что делается только в том случае, если налицо признаки затягивания процесса», — пояснил Шмидт.

Через полтора часа гособвинитель Дмитрий Шохин и пресс-секретарь Генпрокуратуры Наталья Вишнякова говорили о том же самом ровно противоположное. «Как только они (адвокаты и Ходорковский) узнали об ограничении, то сразу сообщили о выборах», — выдвинула свою версию Вишнякова. Нельзя наверняка решить, какая из сторон говорит правду. Известно, что Мещанский суд ограничил время на ознакомление с протоколом 9 августа, а первое сообщение о выдвижении Ходорковского появилось в газете «Ведомости» 10 августа. В статье говорилось, что эта тема уже обсуждалась с Ходорковским, то есть идея выдвинуться в Думу появилась либо 9 августа, либо еще раньше.

Несмотря на неудачу в кассационной инстанции, адвокаты не намерены сдаваться. «Борьба отнюдь не закончилась, а только переходит в другие инстанции», — заверил всех Шмидт. Он отметил, что для формальности защита все же будет обжаловать приговор в надзорных российских инстанциях, хотя на успех не рассчитывает. По мнению защиты, гораздо более важная инстанция — это Страсбургский суд. «С сегодняшнего дня начался отсчет шестимесячного срока. Никаких других инстанций не требуется пройти в России», — заявил Шмидт. Он отметил, что часть жалоб уже находится в Европейском суде по правам человека, но они касаются нарушений в ходе предварительного следствия и заключения подсудимых под стражу.

Спустя час после этих слов прокурор Шохин поделился своим взглядом на европейское правосудие. «Судебное разбирательство в суде первой инстанции было проведено в строгом соответствии не только российского законодательства, но и международных норм, которые являются неотъемлемой частью законодательства России», — отчеканил Шохин.

Что касается заявления адвокатов о многочисленных нарушениях Европейской конвенции, Шохин уверен, что они «не соответствуют действительности». «Суд проходил в равной состязательной борьбе. Те, кто присутствовал в Мещанском суде, свидетели этому», — обратился за поддержкой прокурор к журналистам, но явно ее не нашел и стушевался. Говоря о том, что адвокаты сказали «много неправды», прокурор уже в третий раз сказал: «Всем очевидно, для чего это делается».

— А для чего? — спросили сразу несколько журналистов.

— Это делалось для того, чтобы создать мученический ореол гонимого, несправедливо привлеченного к уголовной ответственности.

Гособвинитель Шохин и пресс-секретарь Вишнякова на все обвинения в предвзятости вообще отвечали торжественно. «То, в чем мы были убеждены на стадии предварительного следствия, теперь нашло отражение в приговоре суда. Самая прозрачная компания, оказывается, на всех этапах своей деятельности использовала криминальные методы», — уверенным голосом заявила Вишнякова. По ее мнению, незаконные методы используются и сейчас адвокатами, которые отказались участвовать в кассационном процессе. Из-за этого Генпрокуратура направила представление о лишении статуса всех адвокатов Ходорковского.

Представители СМИ еще раз поинтересовались, спокойно ли спится прокурору Шохину после того, как он посадил Ходорковского.«Спится по ночам мне спокойно, моя совесть чиста», — улыбаясь, ответил Шохин, который выглядел невыспавшимся (суд в четверг закончился только к 10 вечера).

«Не надо из банального мошенничества делать процесс века», — опять повторила Вишнякова. Ожидалось, что почти сразу же после того, как приговор вступит в законную силу, Ходорковскому и Лебедеву будут предъявлены новые обвинения. Однако, судя по всему, в ближайшее время это не произойдет. «Куда вы торопитесь? Все будет в свое время», — уклончиво сказала Вишнякова. И журналисты наперебой начали напоминать о предыдущих сообщениях Генпрокуратуры. Так, первый раз прокуратура сообщила еще в январе этого года, что идут расследования по новым делам, а летом адвокаты даже получили уведомление, что 7 июля обвинения будут предъявлены. Но через день ведомство передумало. О последнем напоминании пресс-секретарь Генпрокуратуры заявила, что ей «ничего не известно об этом факте».

Отвечать, будет ли Генпрокуратура возбуждать уголовные дела в отношении других крупных бизнесменов, Шохин и Вишнякова отказались. «Мне бы хотелось, чтоб в России не нарушались законы», — торжественно проговорил прокурор. «Так вы же без работы останетесь!» — воскликнул кто-то из зала. Прокуроры улыбнулись.

Новости и материалы
Устроивший массовую поножовщину в Москве ранил полицейского
В США считают, что позиция Байдена по одобрению ударов ВСУ поменяется
Россиянам объяснили, какую валюту брать в отпуск
Инсулин и куриные желудки: в России найден новый метод борьбы с диабетом
ВСУ обстреляли село в Белгородской области
В Харькове повредили объект критической инфраструктуры
Биолог назвала диабет противопоказанием для работы на даче
В ОНК заявили, что террористы из «Крокуса» не смогут выплатить компенсации пострадавшим
Россияне полюбили отдыхать на курортах и стали меньше ходить в походы
Парламент Великобритании распущен
В Харькове произошла серия взрывов
В Астрахани из огня спасли десятки кроликов
Мужчина набросился с ножом на людей в московском магазине
Стало известно, что у особистов в зоне СВО есть вопросы к мужу Блиновской
Юрист пояснил, сможет ли Блиновская воспользоваться налоговой амнистией
Движение автотранспорта по Крымскому мосту возобновилось
Российские компании стали чаще брать на работу людей старшего возраста
Минобороны и МЧС Белоруссии доставят помощь пострадавшему от засухи Зимбабве
Все новости