Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Шпионы на пролювии

В книге «Схватка на «Крыше мира»» русские политики, разведчики и географы состязаются с англичанами в Большой Игре.

Книга Алексея Постникова «Схватка на «Крыше мира»» продолжает несуществующую серию. В 2004-м в издательстве «Рипол-классик» вышел патентованный мировой бестселлер — исследование Питера Хопкирка «Большая Игра». В этом году то же издательство выпустило в свет «наш ответ англичанам» — Постникова, и поэтому от сравнения спрятаться не удастся.

Книга Хопкирка, которую Умберто Эко назвал одной из наиболее интересных книг, прочитанных им, прогремела на весь мир тем, что открыла обывателям практически неизвестный мир Большой Игры – схватки трех империй: Британской, Российской и Китайской — за Центральную Азию. Обыватель читал, млел и возбуждался, а чего ему не восторгаться – фактура-то какова!

Мы почему-то все время забываем, что Центральная Азия была одним из самых последних белых пятен на карте мира. Уже вдоль и поперек прошерстившая дебри Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии Европа однажды с удивлением обнаружила абсолютно неисследованный регион в самом центре родного материка.

И закружились державы в сперва робком, а потом все более страшном и одновременно завораживающем танце, имя которому дал великий Киплинг – «Большая Игра».

Уровень исследованности этого региона хорошо иллюстрирует следующий факт. Многолетний участник Большой Игры, матерый волк разведки, русский консул в Кашгаре Николай Петровский однажды сочинил опросник для забрасываемых в Центральную Азию агентов – список вопросов, которые они должны были позадавать тамошним жителям. Первый вопрос звучал так: «Как называется ваша страна?»

Дело в том, что тамошние обитатели отличались простотой нравов, и подозреваемых в шпионаже обычно без раздумий укорачивали на голову. Поэтому английские лейтенанты и русские поручики обычно шныряли там в обличье пакистанских купцов или туркменских дервишей. Вот эту «гонку шпионажа», иногда сваливающуюся в «гонку военных рейдов», и открыла миру книга Хопкирка, рассказав о ней предельно интересно, динамично, но в то же время очень точно, не сваливаясь в обычное беллетристическое прибрехивание.

Всем она была хороша, но имела два недостатка.

Во-первых, труд Хопкирка был последышем холодной войны: автор не грешил против правды, но скоромился трактовкой, все время сбиваясь на «благородных англичан, сдерживающих русских агрессоров». А во-вторых, в силу того, что российские документы по Большой Игре были большей частью засекречены, информация об операциях главных противников англичан у Хопкирка фрагментарна и неполна. Думаю, не стоит объяснять, почему российские поклонники Хопкирка так ждали книгу Постникова. Что же собой представляет его работа?

Деятельность любого пишущего человека должна удовлетворять двум условиям. Во-первых, он должен иметь что сказать людям. А во-вторых, он должен уметь это сказать. Оба условия являются необходимыми.

Теперь по пунктам. Есть ли что сказать Постникову относительно Большой Игры? Безусловно. И пусть вас не смущает, что автор не историк, а географ – к примеру, главным координационным центром английских «игроков» была структура с названием «Большая тригонометрическая съемка Индии». Более того, вряд ли у нас в стране есть специалист, владеющий этой проблемой лучше Алексея Владимировича. В предисловии он скупо упоминает о источниках своих знаний: «В новых условиях многие отечественные исследователи, включая и автора настоящей работы, получили возможность обнародовать результаты своих исследований, проводившихся в советское время и не предназначавшихся для публикации». Почему не предназначались, исчерпывающе объяснил еще Киплинг: ««Неужели? Ведь эта история кончилась давным-давно». – «Когда все умрут, тогда только кончится Большая Игра. Не раньше»».

Директор Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, профессор и доктор технических наук, действительно «из этих» и вопросами пограничного размежевания в Центральной Азии занимался еще в 70-е годы. Не только его жизнь, но и история его семьи сами по себе достойны авантюрного романа. Его отец, Владимир Михайлович Константинов, был последовательно крупным дипломатом, разведчиком, сотрудником Рихарда Зорге, репрессированным работником «шарашки» и реабилитированным доктором наук. Впрочем, в роду Константиновых неординарных личностей хватало; к примеру, основатель рода был потомственным эвенкийским шаманом, в 16 лет ушедшим из тайги, а к 38 годам, в 70-е годы XIX века, ставшим уже профессором Московского университета и супругом графини Марины Строгановой, дочери тогдашнего министра финансов. Его отдаленный потомок Алексей Постников поколесил и по Средней Азии, и по Заполярью и, как один из лучших географов страны, частенько выступал консультантом политиков в весьма деликатных пограничных вопросах.

В общем, несмотря на то, что его книга посвящена только одному эпизоду Большой Игры — размежеванию сфер интересов России, Англии и Китая на Памире, были все основания ожидать вкусненького.

Но увы.

Если с багажом знаний у автора все в порядке, то с реализацией дело обстоит не так благостно. Традиция беллетризованных научных расследований у нас практически утрачена, и умением строить увлекательный сюжет и закручивать интригу Постникову с Хопкирком не ровняться. Похоже, «Схватка на «Крыше мира»» является всего лишь «закрытой» диссертацией Постникова, даже вчерне не адаптированной для массового читателя. Как положено в научной монографии, книгу предваряет историографический обзор, а первая глава открывается невообразимой природно-климатической справкой: «В морфоструктуре Памирской горной страны сочетаются меридиональные и широтные хребты с преобладанием меридиональных. Долины и склоны хребтов покрыты слоями рыхлого осадочного материала (главным образом морена, делювий, пролювий и аллювий)».

Сравните с началом книги Хопкирка: «Июньским утром 1842 года в среднеазиатском городе Бухаре можно было видеть две фигуры в лохмотьях, опустившиеся на колени в пыль перед дворцом эмира. Руки их были крепко связаны за спиной, сами они имели плачевный вид. Грязные полуголые тела их были покрыты язвами, в волосах, бородах и одежде кишели вши. Неподалеку ждали две свежевырытые могилы. Двое мужчин, стоящих на коленях под палящим полуденным солнцем у ног палача, были британскими офицерами».

В общем, несмотря на очевидные достоинства «Схватки на «Крыше мира»» (не зря за эту книгу Русское географическое общество наградило Алексея Постникова золотой медалью им. П. П. Семенова-Тян-Шанского), к массовому читателю она никакого отношения не имеет.

Счет остается 1:0.

А. Постников. «Схватка на «Крыше мира»». М.: Рипол-классик, 2005.

Новости и материалы
Российская авиация поразила неуправляемыми ракетами позиции ВСУ
Израильский министр пригрозил выходом из правительства Нетаньяху
Израиль сообщил об уничтожении около полусотни террористов в Рафахе
Губернатор Ленобласти опроверг атаку на нефтебазу в Выборге
На Украине рассказали о разочаровании Зеленского действиями Запада
В секторе Газа погибли 17 человек из-за удара Израиля
Офтальмолог рассказала, как защитить глаза от солнца
Назван показатель, в котором «Ванкувер» лучший во всей НХЛ
После атаки беспилотника ВСУ загорелся храм в Белгородской области
В Курской области сообщили об опасности атаки БПЛА
Воздушная тревога в Харьковской области продлилась рекордные 18 часов
СМИ: не менее 28 жителей Газы погибли после обстрела Израиля
В Одессе прогремели взрывы
В Воронежской области объявлена опасность атаки БПЛА
В Санкт-Петербурге пожарные тушат горящий цех с полиэтиленом
Названа причина, почему за «Эдмонтоном» интересно смотреть в серии с «Ванкувером»
Трамп потребовал проверить Байдена на наркотики
Россиянам объяснили, как молочная продукция доезжает свежей до магазина
Все новости