На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Великая, но американская мечта

В романе хиппи-миллионера Ричарда Бротигана «Грезы о Вавилоне» герой-сыщик мечтает и бесцельно таскает труп проститутки.

Что произойдет, если кумир хиппи, внезапно ставший национальной сенсацией после выхода удачного романа, попытается творить дальше на том же уровне? Вряд ли что-то хорошее: большой успех повторить еще можно, а вот успех феноменальный – нет. Между тем у романа Ричарда Бротигана «Рыбалка в Америке» успех был именно феноменальный, два миллиона тиражей – удивительная цифра даже для «той еще» Америки семидесятых. Однако литавры отгремели, и нужно было творить дальше, публика требовала «подтвердить класс» и вообще вести молодежь куда-нибудь дальше за собой. Все равно куда.

Бротиган, как порядочный хиппи, каким в глубине души оставался всю жизнь, никого никуда вести не собирался. Просто ему нравилось писать книги, и если уж публика так хочет...

Пусть это будет, например, детектив – ведь, в сущности, жанр не важен, Бротиган всегда писал даже не романы, а «бротиганы». Так появляются «Грезы о Вавилоне, частно-сыскной роман 1942 года».

Завязка действительно детективная и даже частно-сыскная. Сыщик-неудачник находится не то чтобы на грани, а уже за гранью финансового краха, когда странные люди поручают ему странное дело. И теперь главное – на время спрятаться от самого главного в своей жизни, того, что и превращает ее в жизнь: от грез. Грез о Вавилоне, который олицетворяет для этого американца тот единственный, сказочный город, в котором он будет тем, кем хочет быть. А хочется многого – и поиграть в бейсбол, причем гениально поиграть перед Навуходоносором, и спеть для того же старика Нава рок-н-ролл, и даже провести парочку частно-сыскных, крайне удачных операций. Стать супергероем из комикса, в котором для героя возможно все, в котором у героя в любой роли есть очаровательная, слишком красивая для нашего примитивного мира подружка. Ей просто земное тяготение не позволит иметь такую грудь! А в Вавилоне можно все. И попасть туда нашему детективу очень просто: надо только позволить себе грезить.

К сожалению, тело детектива остается земным, подверженным всякого рода тяготениям. Тело надо кормить, где-то укладывать на ночь да и еще о чужих телах заботиться – например, говорить по телефону с телом матери.

Это тело недовольно поведением тела своего сына. Это тело хочет получить назад одолженные деньги, хочет гордиться сыном, а еще очень хочет, чтобы тот не выронил на проезжую часть мячик много лет назад – именно так мать нашего героя овдовела. Нет детективу ни счастья, ни прощения в этой жизни, зато у него есть Вавилон. О чем грезы американца? О том, чтобы стать героем комикса. Супергероем, не меньше. Бротиган тщательно выписывает устремления своего персонажа в страну мечты, известной каждому соотечественнику с младых ногтей по картинкам с подписями. Но поскольку сам пишет «частно-сыскной роман», то, следовательно, о жизни в комиксе мечтает герой самого настоящего комикса. Детектив уже живет в картинках, вот и творится вокруг него черт-те что: тощая дама, пьющая пиво литрами, и ее спутник, тяжеловес с могучей выей, заказывают выкрасть из морга тело проститутки, убитой ножом для вскрытия почты. Интрига закручивается все туже, все новые, еще более гротескные персонажи американских комиксов оказываются на пути детектива-неудачника. Вот-вот что-то должно случиться, чтобы объяснить происходящее...

Но Бротиган не собирается ничего объяснять, он не моралист, не строитель хитрых конструкций.

История кончается так же абсурдно, как и начинается, логики или хотя бы смысла в ней не больше, чем в самом дешевом комиксе. Единственное отличие от комикса настоящего: герой не побеждает всех своих врагов и вообще оказывается в дураках.

Вавилон обманул его, деньги уплыли из рук, вот разве что в холодильнике все еще лежит тело вскрытой проститутки... Иронии в тексте много, но еще больше безнадежности. Если все же попытаться вытащить из романа-бротигана некий мессидж, то он, наверное, будет таким: мы хозяева себе лишь в своих грезах. Или таким: мы станем собой лишь в своих мечтах. Или: жизнь – скверный комикс. Проще говоря, нет там никакого смысла, а есть изящный образчик американской литературы второй половины прошлого столетия.

Ричард Бротиган, «Грезы о Вавилоне». «Азбука-Классика», 2005.

Новости и материалы
В Германии жители едва не сгоревшего дома устроили для пожарных рождественский ужин
Ларисе Долиной устроили пятиминутную овацию после мюзикла на Таганке
Трамп заявил, что ждет Зеленского
Украина может рассекретить информацию о залежах урана
Ветеран ЦСКА дал совет «Спартаку»
В Турции обеспокоились событиями в Йемене
В МВД предупредили о новых правилах пересечения границы России для детей
В Екатеринбурге на новогоднюю дискотеку в школе пустили только «хороших» учеников
Карлсон заявил о потере суверенитета погрязших в долгах стран
Золотистый ретривер забрался хозяину на голову и воссоздал сцену из «Рататуя»
Экс-солистка SEREBRO показала новогодний декор загородного дома
Стали известны планы Николь Кидман на первые новогодние выходные без мужа
Зеленский заявил, что предложил Трампу посетить Украину
Легенда «Спартака» поддержал назначение Гусева на пост тренера «Динамо»
Экс-жена российского миллиардера снялась в белье и крыльях ангела
Российские войска уничтожили опорные пункты ВСУ в районе Гуляйполя
В Красноармейске женщина получила ранения при атаке украинского беспилотника
Жена Цекало снялась в лифчике и колготках после похудения
Все новости
В чем разница между сахарозаменителями и подсластителями и действительно ли они безопасны
Теперь вы знаете