В четверг появились явные признаки того, что Бенон Севан не будет передан нью-йоркской окружной прокуратуре, объявившей бывшего ооновского чиновника на этой неделе в федеральный розыск. Пока власти Кипра объясняют свой формальный отказ в экстрадиции Севана тем, что не имеют никаких данных о его местонахождении. «Кипрское правительство не располагает информацией, где в настоящий момент находится этот человек», — заявил министр иностранных дел Республики Кипр Йоргос Иакову.
Однако многое указывает на то, что бывший ооновский топ-чиновник находится в настоящее время на Кипре. Он вылетел туда на этой неделе вскоре после публикации промежуточного отчета независимой комиссии Пола Волкера.
Уже в третьем таком документе бывший глава Федеральной резервной системы США, расследующий сейчас злоупотреления в программе «Нефть в обмен на продовольствие», рекомендовал лишить дипломатической неприкосновенности двух ооновских чиновников – бывшего руководителя программы «Нефть в обмен на продовольствие» Севана и сотрудника закупочной службы ООН Александра Яковлева. Авторы доклада подозревали обоих ооновцев в мошенничестве, совершенном в том числе при работе по проекту «Нефть в обмен на продовольствие». Доклад комиссии Волкера вызвал немедленную реакцию руководства ООН. Буквально через час после его публикации генсек Кофи Аннан распорядился лишить Севана и Яковлева дипломатической неприкосновенности. Яковлева немедленно арестовали в его нью-йоркской квартире. Севан же оказался явно предусмотрительней своего российского коллеги; в преддверии волкеровского доклада он вылетел на Кипр, гражданином которого является.
Когда именно Севан бежал на Кипр, в какой части острова он скрывается и скрывается ли вообще, неизвестно. Многие обозреватели не исключают, что киприоты на самом деле прекрасно осведомлены, где находится их влиятельный соотечественник, но не хотят выдавать его американцам. Дело тут даже не в самом Севане.
Как поясняет Washington Times, Кипр традиционно не выдает своих граждан по запросам иностранных следственных органов. Это принципиальная позиция. В случае с Севаном этот принцип вдвойне оправдан, поскольку доказательства виновности ооновца вовсе не очевидны.
На сегодняшний день киприота обвиняют в получении примерно $145 тыс. от различных организаций и частных лиц, получивших право продавать иракскую нефть. При этом следователи не исключают, что эти деньги могли быть получены ооновцем и на вполне законном основании, хотя и без составления должной отчетности. Американские СМИ отмечают в этой связи, что вопрос о выдвижении в отношении Севана обвинений в мошенничестве пока не решен. По крайней мере, нью-йоркские юристы говорят, что не могут этого сделать на основании обнародованного на этой неделе отчета Волкера.
Как бы то ни было, Севан, армянин по происхождению, в обозримом будущем наверняка не решится покинуть Кипр. Его же российского коллегу Александра Яковлева ждет суд и, вероятнее всего, внушительный тюремный срок. Независимая комиссия Волкера и американская генеральная прокуратура подозревают его в получении взяток на сумму почти в $1 млн. Россиянина обвиняют по трем статьям — преступный сговор с целью мошенничества с использованием электронных средств связи, мошенничество и отмывание денег. По каждому из пунктов обвинения ему грозит до 20 лет тюрьмы. В настоящее время россиянин освобожден под залог $400 тыс. до суда, дата которого еще не назначена. Сегодня о Яковлеве довольно резко высказался генсек ООН Аннан. По его словам, «принимаются очень активные меры с тем, чтобы в департаменте по закупкам больше не было гнилых яблок».