Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Средство преображения министров

Вышел сборник рассказов Андрея Слаповского «Мы». Доказав предыдущей книгой «Они», что все пропало, сценарист «Участка» ищет позитив.

Писатель Алексей Слаповский последователен и даже настырен. Его шестой роман назывался «Они». А седьмая его книга называется «Мы». Ну, почти седьмая, но это не существенно — не считать же книгой «Участок» — его даже букеровское жюри из претендентов выгнало, потому что не роман, а сценарий сериала.

На книжке «Они» было написано: «Рекомендовано в качестве учебно-наглядного пособия для президента(ов) РФ, членов правительства, депутатов и др. госслужащих в целях изучения собственной страны». Показания к «Мы» несколько другие: «Рекомендовано министрам обороны, культуры и СМИ, МЧС и т. п., а также примкнувшим к ним гражданам и критикам, считающим, что нет ни одного современного российского писателя, которого стоило бы читать».

Даже не стоит разбирать? почему из целевой аудитории исключили Путина. Во-первых, он все равно читать не будет, а во-вторых, ехидный Слаповский имел в виду совершенно конкретный эпизод новейшей истории. Тот самый знаменитый «генеральский разнос», когда силовики Сергей Иванов и Сергей Шойгу с дембельскими интонациями ругали министра Соколова за пошлого Петросяна и книгу «Убить мента»:

«Я лично не знаю ни одного российского писателя, которого можно читать. И не читаю».

Но писатель Алексей Слаповский еще и честен. И он не врет — его действительно можно читать даже Сергею Кожугетовичу. Автор «Мы» вообще уникальная фигура, не зря коллеги обзывают его «универсальным писателем». И книжки его продаются неплохо, и сериалы его собирают максимальную зрительскую аудиторию – хоть упомянутый «Участок», хоть «Остановка по требованию». При этом он ухитряется не вызывать разлива желчи у литературных критиков. Те его тоже любят, числят в приличных людях и даже регулярно выбирают финалистом литературных премий. Правда, столь же регулярно и прокатывают – в этом году за роман «Они» ему не дадут уже пятого «Букера».

За книгу «Мы» ему тоже ничего не дадут. Это уже точно – потому что «Букер» присуждается за романы, а «Мы» — это сборник рассказов. Но, тем не менее, эти рассказы тоже можно читать. Потому что пишет Слаповский как всегда – так, что расхожее выражение «вкусный текст» как нельзя более уместно.

Кормит читателя своими вкусностями Алексей Иванович тоже очень умело, впрочем, рецептиком охотно делится в предисловии, не в первом, «теоретическом», а во втором, «практическом» — те, кому читать обычно скучно, «начнут читать первый попавшийся рассказ – и уже им скучно станет, уже готовы бросить, а рассказ-то уже кончился! Это им будет приятно».

Действительно, рассказики в книге очень короткие, очень простые и все про людей – потому и «Мы». Большей частью – про самых разных жителей города Саратова, которые то кирпичи на новый дом собирают, то спорят, кто из них больший злодей, то голову суют под кузнечный молот, с похмелья, конечно.

Вот здесь умные люди и начнут что-то фыркать про Хармса.

Спокойнее, граждане, Даниил Иванович в книге и подразумевается, и даже поминается, причем на первых страницах. Но Алексей Иванович творит в принципиально ином направлении – «антиабсурд». И здесь надо все-таки процитировать другое предисловие, которое на самом деле идет первым.

«Меня часто спрашивают, что такое антиабсурд, поэтому я решил объясниться. (На самом деле никто не спрашивает, но мне нравится эта риторическая фигура.) 18 старух падает из окна – абсурд. Одна старуха, но румяная, здоровая, веселая, высовывается из окна и машет рукой внуку, провожая его в школу – антиабсурд. Мне стали интересны нормальные люди – за то, что их в жизни принимают за ненормальных. Разгадка проста: нормального в мире стало меньше, чем ненормального, поэтому оно и кажется ненормальным».

В общем, как вы наверняка поняли, Слаповский решил написать в книжке «Мы» позитив. Про нас. И очень вовремя, потому что в книжке «Они» он тоже писал про нас, и тоже умело, но там по прочтении в голове оставалось только: «Поздно. Уже все».

Получился ли позитив? Наверное, не очень. Рассказы Слаповский расставил хронологически и на последние оптимизма ему не хватило. Но, как говорил другой борец с абсурдом, он «хотя бы попытался».

Зато книжка получилась хорошая. И вся эта длинная рецензия для того, чтобы уговорить вас ее почитать. И даже силовикам Сергею Кожугетовичу Шойгу и Сергею Борисовичу Иванову почитать стоит, и Александру Сергеевичу Соколову не лишним будет, и даже Владимиру Владимировичу Путину, пусть его и не просили. Потому что причины ее написания Алексей Иванович Слаповский объяснил так: «Искусство, по моему мнению (и не только моему), есть средство не отражения, а преображения жизни».

Вряд ли это так, но очень хочется.

Андрей Слаповский, «Мы». ЭКСМО, 2005.

Новости и материалы
Куба станет ближе для россиян зимой и весной
В посольстве России отвергли обвинения США в кибератаках на Европу
Большинство россиян считают важными уроки Великой Отечественной войны для молодежи
Артиллеристы РФ не дают ВСУ спокойно закрепляться на правом берегу Днепра
Стало известно, какие навыки работодатели хотят видеть в каждом резюме
В РФ в два раза подешевели авиабилеты в Европу
Украинские войска отошли от границы с Белгородской областью
В Госдуме анонсировали повышение пенсий военным
На Украине объяснили, почему документы минобороны подписывает не Умеров
В России планируют увеличить штрафы для владельцев опасных объектов без страховки
Соблюдавшим пост людям рекомендовали не налегать на яйца на Пасху
Алжир запросил закрытое заседание Совбеза ООН по теме массовых захоронений в секторе Газа
Аномальный снегопад пришел на южный Урал
Россиянам назвали самое безвредное для фигуры мороженое
Для ударов в тылу России Украина запрашивает у США разведывательные дроны
СВО помогло минобороны Украины выявить коррупцию в армии
После взрывов в украинском Павлограде есть перебои с электричеством
В районе Сахалина произошли землетрясения
Все новости