В четверг следователи военной прокуратуры по Чечне начали допрос жителей станицы Бороздиновская (о зачистке и ее многочисленных последствиях «Газета.Ru» многократно писала). Правда, допрос идет не в самой Бороздиновской, которая, как известно, опустела, а на окраине дагестанского Кизляра, где устроили палаточный лагерь сбежавшие из станицы дагестанцы-аварцы. В данный момент следственная группа уже прибыла на территорию палаточного лагеря вблизи города Кизляр.
По словам заместителя военного прокурора Чечни Владимира Калиты, допрошены будут все жители, включая детей.
Другая группа следователей прокуратуры занялась куда более ответственным делом. В четверг они отправились в расположение батальона специального назначения «Восток» под командованием Сулима Ямадаева. Как уже писала «Газета.Ru», именно это подразделение стало главным коллективным подозреваемым в нападении на дагестанцев в Бороздиновской. Косвенно о причастности ямадаевцев к зачистке говорилось даже на встрече в среду полпреда президента Дмитрия Козака с чеченским руководством. От ямадаевцев прокурорам пока нужно только оружие.
Как кратко сообщил в четверг тот же Калита, «будет проведен отстрел оружия и его идентификация».
Прокурор не стал уточнять, у всех ли бойцов «Востока» отберут автоматы на проверку или у единиц.
В отличие от прокуратуры, государственная комиссия по расследованию событий в Бороздиновской, куда вошли главным образом чеченские чиновники, пока претензии имеет только к самим потерпевшим — жителям Бороздиновской. О некоторых результатах работы комиссии сегодня сообщил возглавляющий ее зампредседателя правительства Чечни Дукваха Абдурахманов. В частности, он заявил, что количество зарегистрированных в палаточном лагере вблизи Кизляра беженцев превышает зарегистрированное количество этнических дагестанцев, проживавших в станице Бороздиновская, что у него вызывает какие-то подозрения.
Абдурахманов подчеркнул, что в лагере в качестве беженцев зарегистрирован 1141 человек, в то время как в станице Бороздиновская всего проживают, включая и не имеющих прописку, только 1118 человек. Из них, по его словам, из станицы выехали не более 950 человек. В свою очередь, заместитель министра внутренних дел Чеченской республики полковник Хизар Тепсаев, тоже работающий в комиссии, подчеркнул, что в станице проживало много неучтенных людей, которые, пользуясь ситуацией в Чеченской республике, переселялись туда из горных районов Дагестана. По его словам, эти лица «на основании случившегося пытаются решить свои экономические проблемы», сообщает «Интерфакс».
В достижении корыстных целей Абдурахманов обвинил также лично депутата Госдумы дагестанца Гаджи Махачева, который второй день на месте руководит митингами дагестанцев в Кизляре.
Абдурахманов заявил, в частности, что Махачев и ряд других дагестанских деятелей пытаются «разыграть политическую карту» в связи с происшедшим в Бороздиновской.
«Газета.Ru» связалась с Махачевым, чтобы получить его комментарий на заявление чеченцев. «Пусть меня обвинит в этом (в разыгрывании политической карты — «Газета.Ru») президент России, и тогда я сложу с себя полномочия. А пока я готов отвечать всем негодяям, которые покушаются на мой народ. Я не претендую ни на какую должность. Я просто люблю свою страну и не позволю обижать свой народ. Мы не допустим геноцида дагестанцев. А если кто-то забыл, что такое дагестанский народ, пусть почитает историю. Это потомки имама Шамиля», — заявил Махачев в интервью «Газете.Ru». Вместе с тем Махачев подтвердил, что лагере под Кизляром живут не только жители Бороздиновской. «Все, кто сейчас находится в палаточном лагере, без сомнения, являются дагестанцами. Просто к тем, кто проживал в Бороздиновской, подтянулись их родственники: братья, сестры, племянники. Они четко и ясно сказали: «Нам никакая компенсация не нужна. Мы просто пришли поддержать наших родственников». И они согласны лучше умереть, чем позволить себя обижать. А те, кто распространяет сведения, порочащие их, просто негодяи. Это полнейшая дезинформация».
«Газета.Ru» будет следить за развитием ситуации вокруг Бороздиновской.