Хотя в иерархии руководителей Ирана президент только второй человек после духовного лидера аятоллы Али Хаменеи, очередные президентские выборы вызвали большой интерес. На двух предыдущих выборах уверенно побеждал Мохаммад Хатами, выглядевший на фоне своих предшественников большим реформатором, однако, по иранским законам, выставить свою кандидатуру в третий раз подряд он не мог.
Первый раз за много лет победитель выборов нового иранского президента неизвестен заранее.
Основная борьба развернулась между тремя кандидатами: 70-летним Али Акбаром Хашеми Рафсанджани, который до Хатами был иранским президентом два срока подряд, бывшим руководителем силами правопорядка Мохаммадом Бакром Калибафом и бывшим министром образования Мостафой Мойином. Если первый считается вполне самостоятельной политической фигурой, то за Калибафом, по некоторым данным, стоит сам Хаменеи, а Мойина поддерживает нынешний президент Хатами, при котором кандидат и занимал пост министра.
Весь день международные телеканалы показывали аятоллу Хаменеи, по всем правилам предъявившего комиссии паспорт и опустившего бюллетень в избирательную урну, столпившихся у мечетей иранцев и голосующих женщин, закутанных в черные накидки. Всеиранское волеизъявление должно было закончиться в 18.30 по московскому времени (19.00 по Тегерану), однако по местным законам МВД, отвечающее за ход выборов, могло продлить голосование. Незадолго до назначенного срока оно заявило, что воспользуется этим правом из-за «большого интереса иранской нации к участию в голосовании» и отложило закрытие участков на два часа. К этому времени явка уже была признана достаточной для того, чтобы выборы считались состоявшимися.
Даже предварительные итоги борьбы между Рафсанджани, Калибафом и Мойином станут известны не раньше завтрашнего утра. Дело в том, что иранское руководство не допускает до голосования ни иностранных наблюдателей, ни социологических служб, а к местным социологам иранцы относятся с недоверием и редко говорят им правду.
Последние опросы, проведенные перед днем голосования, свидетельствуют о том, что лидером гонки является Рафсанджани, однако набрать в первом же туре 50% голосов и победить у него вряд ли получится.
Во втором же туре, который ориентировочно намечен на следующую пятницу, он должен будет бороться или с Калибафом, или Мойином, которые имеют примерно равные шансы на попадание в него. По некоторым исследованиям выходило, что в число лидеров мог попасть и мэр Тегерана Махмуд Ахмадинеджад, имеющий репутацию консерватора. Впрочем, как предупредило агентство Reuters, верить иранским опросам не стоит, поскольку их данные уже не раз оказывались неверными.
В США, где Иран называют частью «оси зла», заранее отказались верить результатам иранских выборов. Сегодня в специальном заявлении Джордж Буш сказал, что они не отвечают основным принципам демократии, а власть в Иране принадлежит тем, кто не был избран по-настоящему. Иранское руководство, обычно называющее Америку «великим сатаной», сегодня ответило президенту США через пресс-секретаря МИДа Хамида Резу Асефи. Он сказал, что, в отличие от Америки, где за пост президента борются всего два кандидата, в Иране их целых семь, а высказывания Буша основаны на вражде и злобе.