Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Несомненно левый

Живопись для живописцев и зорких детей на выставке «левого» МОСХовца Михаила Иванова, открывшейся в выставочном зале Литературного музея.

Невооруженным глазом видно – выставки шестидесятников посыпались как перезрелые яблоки. Третьяковка уже года два или три показывает «суровых», нонконформистов и прочих, выросших из «оттепели». Хотелось бы объяснить это возросшим интересом к пластическим поискам «второго авангарда» в свете некоторого возвращения живописи в конкурентное поле нынешнего искусства. Но есть и попроще объяснение: герои этих выставок достигли семидесяти-восьмидесятилетних рубежей.

Формально-юбилейный привод – не главное. Просто те, кто дожил, понимают: сейчас или никогда. Про недоживших вспоминают родственники или близкие им искусствоведы и художники – тоже боятся, что если не они, то никто. Не вспомнят, не увидят, не поймут. Пока есть силы, надо разъяснить.

Про Михаила Иванова, например.

На этот раз не Третьяковка, а Литературный музей совместно с семьей художника. Про выставочный зал в Трубниковском переулке «Газета.Ru» уже писала, что скоро закроют на ремонт, а после – неизвестность. Вот и стараются энтузиасты из Литературного музея побольше выставок успеть показать. Нынешняя к специфике музея почти никак не привязана. Ну, если не считать поводом коллизию происхождения Михаила Иванова. А она такова, что является он прямым единокровным сыном Исаака Бабеля. Папа расстался с мамой вскоре после рождения будущего живописца. И мама вышла замуж за другого мастера слова – Всеволода Иванова. Этот никуда не сбегал и полноправно назывался «папой». Только вот ударение в фамилии Михаила обычно ставят не на втором слоге, а на третьем – попроще, без дореволюционных аллюзий…

«Выставка девяти» состоялась в 1961 году. В группу молодых художников входили Михаил Иванов, Павел Никонов, Николай Андронов, Борис Биргер, Владимир Вейсберг, Леонид Берлин и другие.

Это они стали виновниками моды на закрытие выставок – все началось с «Девяти».

Потом был Манеж с Хрущевым, внесший дополнительные трудности в карьеру Иванова со товарищи. «Девятка» редела – была потом «выставка восьми», еще выставки, где их было уже семь, шесть, четыре. Но и эти экспозиции запрещали. Новую силу опала Михаила Иванова набрала после его выступления в 1963 году на заседании Московского горкома КПСС. В 1973 году выставка шести художников из «Девятки» провисела три дня. На открытие для порядку приехали два наряда милиции, а на выставку пускали только членов Союза художников. Персональной выставки Михаил Иванов удостоился только в 1994 году.

Биография Иванова – типичная история представителя «левого МОСХА». Несуществующей организации, тайного общества без устава. На самом деле слова «левый МОСХ» не описывают конкретную группу граждан – только намекают на степень прогрессивности некоторых членов Московского союза художников, их нелояльности по отношению к соцреализму. Составить точные списки «левого МОСХА» почти невозможно – респонденты (то есть коллеги-современники) расходятся во мнениях. Но есть персонажи, однозначно принадлежащие к этой эфемерной общности. Михаил Иванов – один из них. Возможно, самый несомненный «левый».

На выставке в Трубниковском он представлен не пейзажами Москвы, с которыми прочно ассоциируется, а многочисленными видами, привезенными из дальних поездок – Средняя Азия, Прибалтика…

Пейзажи настроения, не стремящиеся к документальному видописанию. Взъерошенная, фактурная поверхность его многоцветных работ – квинтэссенция живописности.

Ловишь себя на желании потрогать ее руками – небо, дома, дороги, фигуры и деревья слиты в единое варево масляной краски, через почти тактильное ощущение которого надо пробиться к восприятию насыщенного цвета. Именно цвет создает мерцающее пространство пейзажей и интерьеров, является элементом конструкции ивановских работ. Его живопись предельно профессиональна. До такой степени, что становится очевидно – своим зрителем художник хочет видеть собрата по профессии, с ним он разговаривает на языке Сезанна, Фалька и парижской школы. Зрителю-дилетанту непросто. Но есть одно свидетельство, записанное самим Ивановым. Однажды на пленэре он услышал за спиной, как ребенок на вопрос матери «А что дядя рисует?» ответил: «Погоду».

Где тот зоркий ребенок, что с ним теперь?

Выставочные залы государственного Литературного музея. Трубниковский пер., 17. «Михаил Иванов. Графика, живопись» – до 18 июня.

Новости и материалы
Средства ПВО уничтожили украинский беспилотник в Калужской области
Москвичам пообещали жару
В России создали виртуальный тренажер для следж-хоккея
Работа Русского дома в Черногории прекращена
Во Вьетнаме избрали нового президента страны
В Сумах сообщили об отсутствии света в городе после удара
Максимальная скорость интернета в поездах «Сапсан» возрастет до 600 Мб/с
Блинкен: США делают все возможное для ускорения поставок оружия Украине
На Украине прошли акции неповиновения украинским военкомам
Врач предупредил, какими опасностями мужчинам грозит узкое белье
В МИД РФ оценили нынешние отношения России и Франции
Минобороны РФ сообщило об уничтожении взвода ВСУ при попытке контратаки
Байден назвал Трампа угрозой для планеты
Аналитик заявил, что продление транзита газа через Украину никому не выгодно
Отставной генерал ВСУ раскритиковал Зеленского
В России могут сократить число рейсов на Дальний Восток
В Госдуме предложили обязать органы опеки платить алименты за родителей-должников
Алжир намерен открыть границы для российских туристов
Все новости