Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Зонтаг умерла
от метафоры

Сьюзан Зонтаг, одна и умнейших женщин в мире, писательница, режиссер, активист движения за права человека и писателя, умерла во вторник от осложнений на фоне лейкемии.

Родилась она в 1933 году в Нью-Йорке. Этого, конечно, недостаточно для того, чтобы стать влиятельным американским интеллектуалом левого толка, однако и все дальнейшие ее шаги неудержимо двигали ее в этом направлении. Диплом бакалавра искусств в Чикагском университете, магистерская диссертация по философии, литературе и теологии в Гарварде и Оксфорде. Кроме того, четыре романа (последний, «В Америке», издан в 2000 году, один из первых – «Поклонник Везувия» — был бестселлером), сборники рассказов, несколько пьес и фильмов. Сьюзан Зонтаг была не только сценаристом и драматургом, она сама ставила пьесы и фильмы. Одна из самых известных театральных работ – «Алиса в постели» — поставлена в Штатах, в Мексике, Испании и Голландии.

Впрочем, главное, почему Зонтаг знают, помнят, а иногда и проклинают на обоих берегах Атлантики – ее публицистические работы.

Сьюзан Зонтаг в течение последней трети XX века занималась самыми главными проблемами цивилизованного человечества. Она написала несколько работ о постмодерне, выделила, обозвала и описала целое явление в искусстве, моде и арт-критике XX века – так называемый кемп, любовь к ужасному, стилизованному и девиантному.

«Несколько случайных примеров кемпа:

Лампы Тиффани

Ресторан «Brown Derby» на бульваре Сансет в Лос-Анджелесе

Журнал The Enquirer, заголовки и истории

Рисунки Обри Бердслея

«Лебединое озеро»

Оперы Беллини

Постановки Висконти «Саломеи» и «Жаль, что она была шлюхой»

Некоторые открытки рубежа веков

Кубинская поп-певица Ла Лупе

Старые комиксы про Флэша Гордона

Женская одежда в двадцатые годы (огромные шляпы, боа из перьев, расшитые бисером платья)

Просмотр порнографических фильмов без похоти» (Сьюзан Зонтаг, «Заметки о «Кемпе», 1964 год).

Она написала работу «Против интерпретации», в которой сообщила изумленной публике, что логическое исследование произведения искусства противоречит, а то и разрушает его заклинательную, магическую силу.

Кроме того она называла себя Зилотом серьезности и одержимым моралистом. Сьюзан Зонтаг десятилетиями боролась за права человека. Основным ее способом было написание статей и воззваний. В девяностые годы она путешествовала по Югославии, ставила пьесу Беккета «В ожидании Годо» в осажденном Сараево в 1993 году и жестко критиковала все шаги, как мирные инициативы, так и военное вмешательство Европы и Америки в дела гордых и горячих балканских народов.

Ее звездный час настал в 2001 году, когда XX век с его постмодернизмом, кемпом и магией произведений искусства пришел к концу.

Американская пропагандистская машина среагировала на ужасные теракты 11 сентября единственно возможным рациональным способом: попыткой унизить противника, лишить его поступок даже намека на героический ореол. Когда президент Буш вышел наконец из ступора и обратился к нации, он сообщил, что это была «ужасная и трусливая атака на цивилизацию». Именно так бы поступили на востоке, в Ираке или среди саудовской аристократии, финансировавшей теракты 11 сентября – назвали бы противников трусливыми и подлыми шакалами и призвали бы подданных активно их презирать и убивать при первой возможности. Таков закон военной пропаганды.

И буквально на следующий день Сьюзан Зонтаг публикует небольшую статью в журнале «Нью-Йоркер», в которой не соглашается с лидером нации, поскольку самоубийственная атака на деловое сердце самой сильной страны мира – ужасный акт терроризма, но ни в коем случае не трусливый поступок и к тому же «акт, предпринятый как следствие действий США». То есть сами виноваты, грубо говоря. Заявление, которому нельзя отказать как в логике, так и в правдивости. Однако правые интеллектуалы (как это ни абсурдно звучит, такие тоже есть) тут же внесли ее в основной список деятелей, подрывающих обороноспособность страны.

Вместо того чтобы сдаться и покаяться, она продолжала выступать против всего комплекса антитеррористических мер, предпринимаемого администрацией президента Буша: ограничения прав и свобод граждан, находящихся вне правового поля обитателей концентрационных лагерей, вроде того, что находится на базе Гуантанамо, пыток, перенесение войны не туда, откуда планировались и осуществлялись атаки против США, а туда, где много высококачественной и легкодоступной нефти и слабая армия, и т. п.

Последней ее книгой было большое исследование «О боли других», последней статьей – «О пытках других». Этот текст был посвящен скандалу с пытками заключенных в иракской тюрьме «Абу Граиб», статья была опубликована в «Нью-Йоркере» в мае этого года.

Сьюзан Зонтаг тридцать лет болела раком. В начале семидесятых она перенесла операцию на груди, в 1978 году – написала книгу «Болезнь как метафора». Лейкемия оказалась сильнее литературы.

Новости и материалы
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
В Литве призвали готовиться к тому, что пакет помощи Киеву от США окажется последним
В аэропорту Кишинева, куда прибыл рейс с Гуцул, объявлена эвакуация
В Китае нашли самую большую и богатую гробницу правителя древнего царства Чу
Почти все современные ПК на Windows рискуют получить метку об устаревшем железе
«Реал» запретил Мбаппе участвовать в Олимпиаде
Муж главы Гагаузии сообщил, что с супругой нет связи после ее прилета в Кишинев
Названы решающие матчи Джикии для продолжения карьеры в «Спартаке»
Губерниев пожелал Валиевой овладеть тремя профессиями
Старая Nintendo DS оказалась у японцев популярнее PlayStation 5
В Пентагоне заявили о возможных поставках на Украину ЗРК Patriot
В России ужесточат надзор за вывозом золота
Все новости