В среду Приморский краевой суд приговорил к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима жительницу Приморского края Светлану Топоркову. Женщину осудили за умышленное убийство собственных двух малолетних детей, совершенное с особой жестокостью (п.п. «а», «в», «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Согласно заключению комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы, Топоркова признана вменяемой и на момент совершения преступления была в состоянии в полной мере осознавать, что она делает.
Уголовное дело расследовала прокуратура Приморского края. Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на старшего помощника прокурора Приморского края Ирину Номоконову, суд назначил убийце наказание с учетом явки с повинной и раскаяния в содеянном. В противном случае детоубийце грозило более суровое наказание – вплоть до пожизненного заключения.
В прокуратуре не верят в раскаяние Топорковой. Как сообщил «Газете.Ru» начальник отдела по раскрытию убийств краевой прокуратуры Владимир Радмаев, к такому мнению они пришли после расследования дела.
Как уже писала «Газета.Ru», тела 4-летнего Алеши и 5-летней Юли Топорковых обнаружили на одном из совхозных полей 17 апреля 2004 года жители села Петровичи Хорольского района Приморского края. Дети лежали на рисовом поле, одетые в теплые зимние свитера, шубы, шапки и ватные штаны. Как выяснила судмедэкспертиза, оба умерли от переохлаждения еще в феврале текущего года. Три месяца их тела пролежали на поле. По факту смерти детей прокуратура начала проверку, и главной подозреваемой практически сразу стала мать Юлии и Алексея Топорковых.
В селе она вела распутный образ жизни, регулярно меняла сожителей и рожала детей от разных мужчин. Всего у Топорковой было трое детей – две девочки и мальчик. 30-летняя мать-одиночка сменила несколько мест работы: была нянечкой в детсаду, дояркой, телятницей, сельхозрабочей, торговкой на рынке, но нигде долго не задерживалась. Семья жила в основном на детские пособия, иногда им помогали родственники и соседи.
В село Петровичи Светлана перебралась в 2003 году, получила от совхоза дом. Но уже осенью уволилась из совхоза. Детей стало не на что кормить. По словам Топорковой, в магазине сначала жалели детей и давали продукты в долг. Однако это продолжалось недолго. Усугубляло положение еще и то, что дети, по словам задержанной, «мешали ей устраивать свою личную жизнь».
На одном из первых же допросов женщина призналась в убийстве собственных детей. Оказалось, что преступление было частью ее плана кардинально изменить свою жизнь.
От своих детей мать решила избавиться 21 февраля. Для этого она даже совершила ритуал: сожгла почти всю мебель, одежду, фотографии и документы – свои и детские. И постриглась наголо.
Из показаний Светланы Топорковой: «Младших детей я решила отвести к моему брату в Лучки. Если идти напрямую, через поля, это примерно 12 километров. В восьмом часу вечера мы вышли из дому. Было темно и сильно мело. У сына были рваные сапожки, и он скоро потерял их. Я не стала поднимать обувь и повела ребенка босиком». Спустя несколько часов мать поняла, что до деревни они вряд ли доберутся, и повернула обратно в Петровичи. Дети постоянно плакали, медленно шли и просились на руки.
Первым не выдержал младший Алеша. Он лег на снег прямо в поле и сказал, что хочет спать. Мать не стала уговаривать сына подниматься с земли. Вместо этого она оставила своих детей в поле, пообещав вернуться за ними на машине. Однако назад она так и не пришла.
Оба ребенка, обнявшись, заснули на поле, в 400 метрах от дома и вскоре умерли от переохлаждения.
Мать долгое время скрывала смерть детей, по-прежнему получая детские пособия на троих членов семьи. Чтобы близкие люди ничего не заметили, она сообщила родственникам, что отправила детей к своей родне в деревню Сибирцево. Тем не менее к началу апреля социальные работники забеспокоились: Алексей и Юлия так и не вернулись домой от родственников. В милицию деревни Сибирцево был направлен запрос с просьбой проверить состояние здоровья Алексея и Юлии Топорковых. Однако уже на следующий день на совхозном поле нашли трупы детей.
Третий ребенок Светланы Топорковой — ее старшая дочь – в тот день, когда погибли ее брат и сестра, лежала в больнице и потому осталась жива. Сейчас она живет и учится в одном из интернатов края.