Буквально за день до приезда его святейшества Далай-ламы ХIV вся православная Калмыкия провожала чудотворную икону Богоматери «Призри на смирение», которая хранится в Киевском монастыре и ездит по всей России и чьи чудеса исцеления известны на весь мир. Согласитесь, весьма символично. По дороге на Крестной ход я встретила свою русскую подругу. Пока мы бежали, чтобы успеть попасть на чудо, она с радостным блеском в глазах забросала меня вопросами: а ты, мол, пойдешь завтра на Далай-ламу? Как бы нам встретиться, ты же журналист, будешь отдельно…
— Ты же крещеная? – удивилась я.
— Ну и что? Я верую и в Христа, и в Будду, так как считаю, что Бог един…
К журналистам корреспондента «Газеты.Ru» не пустили, сославшись на то, что я неправильно освещаю работу калмыцких властей и критикую президента. Хотя непонятно, какое отношение Илюмжинов имеет к духовному лидеру всех буддистов.
Но оно, как я поняла позже, было и к лучшему, – вместо наскучивших и похожих друг на друга пресс-конференций я увидела… живой коридор. Начиная от въезда в город, у памятника победе над фашистской Германией, по обеим сторонам дороги выстроились люди с цветами и транспарантами. Живой коридор продолжался на всем пути следования учителя вплоть до Сити-чесс. Жаль было лишь студентов и школьников, особенно младших классов, которых в добровольно-принудительном порядке вывели на дороги, вручив им по воздушному шару или цветку. Правда, не все родители отпустили детей на подобную задумку властей – погода в Элисте, увы, оставляла желать лучшего.
Взрослые же, пришедшие посмотреть на Далай-ламу, который лучезарно приветствовал всех сквозь опущенное стекло машины, все как один были растроганы, многие даже не могли сдержать слез.
Наконец-то…
Не выдержал даже главный буддист калмыков, Шажин-лама, тоже не сумев сдержать нахлынувших эмоций – скупые слезы потекли по щекам ламы, а голос его то и дело срывался… В тот день, 29 ноября, никаких встреч не намечалось – Далай-ламе после продолжительного полета необходимо было отдохнуть.
Зато на следующий день, 30 ноября, было намечено четырехчасовое учение ламы с двухчасовым перерывом на обед, прямо на свежем воздухе – возле элистинского буддийского храма – Хурула.
Люди стали стекаться к храму задолго до начала лекций, чтобы занять места поудобнее, стоять поближе к ламе. Милиционеров было не меньше, чем слушателей. К десяти утра, к началу учения, людей разного возраста – от старушек до младенцев на руках у родителей – собралось не то чтобы море, а, наверное, целый океан. Все хотели посмотреть и послушать духовного лидера всех тибетских буддистов.
У буддистских монахов не принято надевать на себя что-либо еще, кроме монашеской рясы. Поэтому с самого начала можно было заметить, как Далай-лама продрог. Из «посторонней» одежды на нем был всего лишь платок, прикрывавший голову, и становилось еще холоднее, глядя на его обнаженные руки.
Тем не менее встреча проходила весьма успешно: народ с замиранием сердца слушал речь Учителя, через которую сквозной линией проходила тема сострадания:
— Факт буддийских постулатов доказан учеными: если человек испытывает сострадание, жалость, у него начинает быстро развиваться левое полушарие, что дает человеку умиротворение и спокойствие, — сказал Далай-лама.
Также он не смог не заметить и перемен в Элисте, которые произошли со дня его последнего визита в 1992 году. Имея, видимо, в виду роскошный Шахматный город, куда его поселили, и простые дома, которые он видел по дороге, Учитель сделал тонкий намек калмыцким властям:
— Я заметил, что стали строить красивые дома, но не на это надо обращать внимание, а на внутреннее состояние души, развивать в первую очередь духовность.
Под занавес первой части проповеди погода совсем испортилась – пошел ливень с вкраплением огромных и редких снежинок, но люди продолжали упорно стоять под открытым небом, хотя у многих даже не оказалось с собой зонтов. Вторую часть своего учения лауреат Нобелевской премии мира 1989 года начал с тех же мыслей: сострадание, любовь, жалость ко всем живым существам. И добавил:
— Если вы не можете сострадать, то, по крайней мере, не вредите друг другу – так как все мы живые существа и не хотим страдать, подумайте, что и вокруг вас тоже живые существа, которые также не хотят страдать,
— и привел в пример буддийского божества Боддисатву Авалокитешвару, просветленного, который знает, как облегчить страдание земной жизни – опять же, путем сострадания.
Сам Далай-лама прямо на Учении проявил акт сострадания, посмотрев на промерзшую до костей паству:
— Вы совсем замерзли (во второй половине встречи Далай-ламу полностью крыли пледом, до того было промозгло и сыро) и, наверное, думаете о каком-нибудь теплом помещении, так что не в состоянии воспринимать учение. Поэтому давайте завершим его на час раньше.
Закончил свое Учение Далай-лама традиционным молебном. Помолившись вместе с паствой, Учитель отбыл в Хурул, чтобы освятить его, а всем страждущим раздали по бу — это специальные шелковые тесемочки, которые носят на шее (то же, что для христиан крестик), освященные самим Далай-ламой. На счастье.