Осеннюю киноафишу Москвы застолбили парады национального кино: уже отмаршировали корейцы, только что — индийцы, в затылок им дышат японцы со своим 38-м фестивалем, а где-то ближе к декабрю нарисовались уже юбилейные французы с фестивалем пятым. В промежутке этого национального кинодефиле затесался еще и фестиваль анимэ, который с недавних пор можно классифицировать как смешанный японо-корейский.
Итак, очередной фестиваль японского кино стартует в пятницу в Центральном доме предпринимателя и будет продолжаться три дня.
Программа, в которую вошли четыре фильма, составлена с культуртрегерским расчетом, стереотипам нашего проката (дежурный фейерверк из ужастиков и анимации с отдельными эффектными залпами из творений Китано, Миике и Миядзаки) отнюдь не потакающим. И это хорошо.
Так, например, на фестивале можно посмотреть такое сугубо непрокатное творение, как «Лес — моя школа» Ёсихару Нисигаки. Полный антипод циничной «Королевской битвы» с этаким бодрым юннатским заголовком аннотируется как «детский». Но с интригующей «риал-стори» о неких родителях, решивших отстроить в лесной глухомани частный интернат, изолировать там своих чад от «взрослого мира» и посмотреть, что из этого получится. Битвы битвами, но вот вам не детский макабр, а фольклор, сочиненный лесными японскими детьми и собранный известным, говорят, зоологом (!) Масао Каваи, чья книга признана лучшим произведением о детях в 2002 году и рекомендована к просмотру Всеяпонским родительским комитетом. Любопытно.
Детскую тему (как-никак каникулы) продолжит «Гомэн» Сина Тогаси: подростковая лав-стори про Сэя и Наоко. Смешная иллюстрация детской / взрослой асимметрии времени: там, где для взрослых существенная разница в возрасте начинается лет где-то с десяти, для детей разница в год уже принципиальна. А первая любовь маленького Сэя старше его на целых два года, так что незадачливый парень начинает осваивать азы кокетства уже с «пожилой» женщиной.
Сравните страдания «юного Вертера» с сексуальной неврастенией мира взрослых и сделайте неутешительные выводы, которых в этом детском фильме, разумеется, нет.
Кстати, для бездетных взрослых: не спешите заранее пролистывать «каникулярную» часть фестиваля. Упирая на нее особо, мы нисколько не иронизируем, а лишь обращаем внимание на одну из самых сильных сторон японцев с их развитой индустрией детства и потрясающим нюхом на точную интонацию в разговоре с детьми. По этой части японцев могут перещеголять очень немногие, англичане с русскими разве что. Поэтому не брезгуйте «детскими японцами», которые в сравнении с японцами взрослыми, и так инопланетными, инопланетяне вдвойне.
Переходным звеном к взрослой части фестиваля является фильм «Айки» Дайскэ Тангана, сына живого классика Сёхэя Имамуры. «Айки» — роман-воспитание в стиле айкидо, отличное подростковое кино без всякого, если кто поморщился, потакания модному кровопролитию. В основе — тоже «риал-стори», случившаяся с датчанином Оле Йенсеном, знаменитым мастером айкидо, с 16 лет не встающим с инвалидной коляски. Юный Тайти Асихара обездвижен после ДТП, торгует на рынке лотерейными билетами и уже собирает коллекцию таблеток, чтобы покончить жизнь самоубийством, когда в его жизни появляется сэнсей в каноническом исполнении Рё Исибаси. Нехитрая в общем-то история, но разыграна с безупречным вкусом.
Собственно от взрослой части фестивальной программы остался всего один фильм – «Тише!» Рёскэ Хасигути, 2001 года выпуска. Становится понятным, что предыдущие три на самом деле шли по возрастающей через детство, отрочество и юность и наконец пришли к кризису среднего возраста.
Всем героям — тридцатник, семьи нет, дома одиноко, в обществе — корпоративно-семейные традиции, на дворе — миллениум и бессердечный Токио, а на экране — история о первертном любовном треугольнике от режиссера-гея Рёскэ Хасигути.
Чтобы далеко не ходить, скажем сразу, что интрига «Тише!», главного фестивального хита, почти полностью совпадает с только что вышедшим на экраны отечественным продуктом на тему многополярных отношений – «Я люблю тебя» Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого, когда Он любит Его, а Она хочет ребенка от Него одного, а потом от них обоих. Только у Столповской-Троицкого — стёб московского гламура, а у Хасигути — японского социального этикета во всех его изводах от работы до семьи. Фильм шел в западном прокате, получил неплохую прессу, и если вам не захочется отслеживать, как японцы доходят до такой жизни на всех стадиях взросления, он будет, пожалуй, самым правильным выбором при походе на фестиваль японского кино.
38-й фестиваль японского кино, 4-7 ноября, Большой зал Центрального дома предпринимателя (Покровка, 47, метро «Курская», «Красные ворота»).