Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Бессердечный Токио

На фестивале японского кино представят коллективные перверсии, фольклор лесных школьников и другие стадии взросления японца.

Осеннюю киноафишу Москвы застолбили парады национального кино: уже отмаршировали корейцы, только что — индийцы, в затылок им дышат японцы со своим 38-м фестивалем, а где-то ближе к декабрю нарисовались уже юбилейные французы с фестивалем пятым. В промежутке этого национального кинодефиле затесался еще и фестиваль анимэ, который с недавних пор можно классифицировать как смешанный японо-корейский.

Итак, очередной фестиваль японского кино стартует в пятницу в Центральном доме предпринимателя и будет продолжаться три дня.

Программа, в которую вошли четыре фильма, составлена с культуртрегерским расчетом, стереотипам нашего проката (дежурный фейерверк из ужастиков и анимации с отдельными эффектными залпами из творений Китано, Миике и Миядзаки) отнюдь не потакающим. И это хорошо.

Так, например, на фестивале можно посмотреть такое сугубо непрокатное творение, как «Лес — моя школа» Ёсихару Нисигаки. Полный антипод циничной «Королевской битвы» с этаким бодрым юннатским заголовком аннотируется как «детский». Но с интригующей «риал-стори» о неких родителях, решивших отстроить в лесной глухомани частный интернат, изолировать там своих чад от «взрослого мира» и посмотреть, что из этого получится. Битвы битвами, но вот вам не детский макабр, а фольклор, сочиненный лесными японскими детьми и собранный известным, говорят, зоологом (!) Масао Каваи, чья книга признана лучшим произведением о детях в 2002 году и рекомендована к просмотру Всеяпонским родительским комитетом. Любопытно.

Детскую тему (как-никак каникулы) продолжит «Гомэн» Сина Тогаси: подростковая лав-стори про Сэя и Наоко. Смешная иллюстрация детской / взрослой асимметрии времени: там, где для взрослых существенная разница в возрасте начинается лет где-то с десяти, для детей разница в год уже принципиальна. А первая любовь маленького Сэя старше его на целых два года, так что незадачливый парень начинает осваивать азы кокетства уже с «пожилой» женщиной.

Сравните страдания «юного Вертера» с сексуальной неврастенией мира взрослых и сделайте неутешительные выводы, которых в этом детском фильме, разумеется, нет.

Кстати, для бездетных взрослых: не спешите заранее пролистывать «каникулярную» часть фестиваля. Упирая на нее особо, мы нисколько не иронизируем, а лишь обращаем внимание на одну из самых сильных сторон японцев с их развитой индустрией детства и потрясающим нюхом на точную интонацию в разговоре с детьми. По этой части японцев могут перещеголять очень немногие, англичане с русскими разве что. Поэтому не брезгуйте «детскими японцами», которые в сравнении с японцами взрослыми, и так инопланетными, инопланетяне вдвойне.
Переходным звеном к взрослой части фестиваля является фильм «Айки» Дайскэ Тангана, сына живого классика Сёхэя Имамуры. «Айки» — роман-воспитание в стиле айкидо, отличное подростковое кино без всякого, если кто поморщился, потакания модному кровопролитию. В основе — тоже «риал-стори», случившаяся с датчанином Оле Йенсеном, знаменитым мастером айкидо, с 16 лет не встающим с инвалидной коляски. Юный Тайти Асихара обездвижен после ДТП, торгует на рынке лотерейными билетами и уже собирает коллекцию таблеток, чтобы покончить жизнь самоубийством, когда в его жизни появляется сэнсей в каноническом исполнении Рё Исибаси. Нехитрая в общем-то история, но разыграна с безупречным вкусом.

Собственно от взрослой части фестивальной программы остался всего один фильм – «Тише!» Рёскэ Хасигути, 2001 года выпуска. Становится понятным, что предыдущие три на самом деле шли по возрастающей через детство, отрочество и юность и наконец пришли к кризису среднего возраста.

Всем героям — тридцатник, семьи нет, дома одиноко, в обществе — корпоративно-семейные традиции, на дворе — миллениум и бессердечный Токио, а на экране — история о первертном любовном треугольнике от режиссера-гея Рёскэ Хасигути.

Чтобы далеко не ходить, скажем сразу, что интрига «Тише!», главного фестивального хита, почти полностью совпадает с только что вышедшим на экраны отечественным продуктом на тему многополярных отношений – «Я люблю тебя» Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого, когда Он любит Его, а Она хочет ребенка от Него одного, а потом от них обоих. Только у Столповской-Троицкого — стёб московского гламура, а у Хасигути — японского социального этикета во всех его изводах от работы до семьи. Фильм шел в западном прокате, получил неплохую прессу, и если вам не захочется отслеживать, как японцы доходят до такой жизни на всех стадиях взросления, он будет, пожалуй, самым правильным выбором при походе на фестиваль японского кино.

38-й фестиваль японского кино, 4-7 ноября, Большой зал Центрального дома предпринимателя (Покровка, 47, метро «Курская», «Красные ворота»).

Новости и материалы
Блинкен: США делают все возможное для ускорения поставок оружия Украине
На Украине прошли акции неповиновения украинским военкомам
Врач предупредил, какими опасностями мужчинам грозит узкое белье
В МИД РФ оценили нынешние отношения России и Франции
Минобороны РФ сообщило об уничтожении взвода ВСУ при попытке контратаки
Байден назвал Трампа угрозой для планеты
Аналитик заявил, что продление транзита газа через Украину никому не выгодно
Отставной генерал ВСУ раскритиковал Зеленского
В России могут сократить число рейсов на Дальний Восток
В Госдуме предложили обязать органы опеки платить алименты за родителей-должников
Алжир намерен открыть границы для российских туристов
В администрации президента Ирана рассказали подробности крушения вертолета Раиси
Штаб Трампа вызвал скандал в США публикацией видео со словами о «едином рейхе»
Ученые нашли альтернативу антибиотикам в виде стали
Стало известно, куда россияне собираются путешествовать летом
Путин заявил о желании продолжать развитие отношений с Ираном
Роскомнадзор назвал число выявленных нарушений в аудиовизуальных произведениях в сети
TikTok планирует уволить большое количество сотрудников из одного отдела
Все новости