В среду один из разработчиков административной реформы, бывший заместитель министра экономического развития и торговли, ныне научный руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаил Дмитриев заявил, что пока
административная реформа реализована всего на 10-15%.
Выступая в ЦСР на семинаре «О перспективах административной реформы», он констатировал, что сейчас реформой охвачен только федеральный уровень власти, да и то только в той мере, в какой это касается формирования трехуровневой структуры правительства.
«Из практических мер реализована пока небольшая часть, касающаяся в основном изменения структуры и функций государственных органов исполнительной власти. А это относительно небольшая часть реформы – 10-15%», — сказал Михаил Дмитриев.
В условиях, когда основная часть мер, предусмотренных реформой, остается нереализованной — в частности, пока она совершенно не затрагивает уровень субъектов федерации и муниципальных органов власти, созданная трехуровневая структура правительства тоже работает плохо. По словам Михаила Дмитриева, реформа почти не двигается, а поэтому правительство не в состоянии выполнять принятые решения.
В качестве примера он привел закон о технических регламентах, который был принят полтора года назад, но ни один регламент с тех пор так и не был ни разработан, ни введен в действие; а также пакет законов по реформированию ЖКХ, оформление которых длится уже второй десяток лет.
«Паралич исполнительной власти в плане неспособности претворять в жизнь принятые решения приобрел гипертрофированные формы», — заявил Дмитриев.
Чтобы дать новый толчок административной реформе, в Минэкономразвития решили разработать очередную федеральную целевую программу (ФЦП) под второй этап административной реформы.
По словам ее разработчиков, в ней наряду с уже известными элементами реформы – устранение дублирующих функций, разделение надзорных и контролирующих функций — появится ряд новых разделов. В числе важнейших – раздел о механизме управления реформой.
Эту функцию будет выполнять дирекция ФЦП. Пока не решено, кому именно этот орган будет подчиняться – Минэкономразвития или лично премьер-министру. По мысли разработчиков программы дирекция будет состоять из «обычных чиновников обычных министерств», которые тем не менее будут ответственны за продвижение реформы.
Помимо этого представительства дирекции будут размещены в федеральных округах.
Основной задачей программы станет контроль за прохождением реформы «на микроуровне». В Минэкономразвития надеются дойти до каждого чиновника и специалиста в каждом ведомстве и федерального, и регионального уровня.
По мнению директора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрея Шарова, создание отдельной ФЦП и органа, этой программой управляющего, совершенно необходимо. «Теми ресурсами, которые задействуются сейчас, административную реформу осуществить невозможно. Ведь помимо реализации реформы на чиновников возложены их повседневные функции», — сказал Шаров. Он добавил, что особого рвения у чиновников по реформированию самих себя пока не наблюдается.
Ни один законопроект, отменяющий какую-либо избыточную функцию какого-либо ведомства, еще не был внесен в правительство, констатировал Шаров.
Пробуксовывание реформы отметил и руководитель организации малого и среднего бизнеса ОПОРА Сергей Борисов. По его словам, предпринимателям по завершении первого этапа реформы работать легче не стало. Даже труднее — с началом реформы проверки контролирующих органов стали еще более жесткими.
«Чиновник, у которого отбираются функции, очень переживает и пытается сохранить статус-кво», — сказал Борисов.
По его мнению, чтобы реформа реально воплощалась в жизнь, необходимо, чтобы реализующие ее органы несли реальную ответственность за провал тех или иных преобразований: «Должна быть четкость: не сработало – получите желтую карточку, еще раз не сработало – вот вам красная карточка».
Эксперты к новой затее правительства относятся достаточно сдержанно. По мнению заместителя директора Центра политических технологий Бориса Макарова, в программе отсутствуют меры по преодолению «самого узкого места реформы – мотивации чиновников». Служение обществу у российских чиновников – в конце списка интересов. Переобучение же чиновников ничего не даст, поскольку сама система переподготовки немногим отличается от чиновничества.
Хотя программу планируется внедрять уже со следующего года, средств в бюджете на нее не предусмотрено. А деньги, по словам Михаила Дмитриева, потребуются немалые.
Большая их часть будет потрачена как раз на то, чтобы осуществлять контроль на микроуровне за каждым чиновником.
Точную сумму в Минэкономразвития пока не посчитали. В Высшей школе экономики прогнозируют, что она будет не меньше той, что уже расходуется на реализацию программы «Электронная Россия» (то есть 77 млрд рублей).
Пока разработчики программы рассчитывают, что в 2005 году средства на ФЦП по реализации административной реформы будут изыскиваться в регионах.