Во вторник ЦИК России принял за основу аналитическую записку об основных направлениях модернизации избирательной системы страны. После двухмесячного всенародного обсуждения и проведения парламентских слушаний на основе записки к концу года будет разработан специальный законопроект. В том, что его ключевые положения вряд ли будут сильно отличаться от обнародованных сегодня тезисов, ни у кого особых сомнений нет, поэтому многие близкие к Кремлю политики сегодня выступили с «одобрямсом» новой инициативы Центризбиркома.
Вот ключевые предложения ЦИК:
1. Выборы в Думу должны проходить полностью по партийным спискам, то есть на пропорциональной основе. При этом на выборах в законодательные собрания субъектов Федерации нынешняя спешанная мажоритарно-пропорциональная система должна сохраниться.
2. Должен остаться неизменным 7-процентный проходной барьер в Думу для партий при условии, что в нижней палате Федерального собрания должны быть представлены не менее четырех политических партий и избирательных блоков.
3. Участие в думских выборах партийных блоков предлагается отменить.
4. Независимые кандидаты смогут принимать участие в выборах в Думу в регионах (как этот пункт совмещается с их исключительной партийностью — пока никто не понял — «Газета.Ru»).
5. Вводится единая дата для проведения всех выборов в стране, кроме думских, — это первое воскресенье марта. Для досрочных, повторных и дополнительных выборов будет предусмотрена вторая в году дата проведения выборов — первое воскресенье октября, а в год проведения очередных выборов депутатов Госдумы — первое воскресенье декабря.
6. При формировании партийных списков кандидатов в депутаты Госдумы в партийных списках должна быть предусмотрена квота в 30% для женщин.
7. В федеральном партийном списке предлагается оставить вместо 8 кандидатов только трех.
«Газета.Ru» попросила прокомментировать начинание ЦИКа Александра Иванченко — при Борисе Ельцине он возглавлял ЦИК, а сейчас руководит Независимым институтом выборов.
— Александр Владимирович, как повлияет введение пропорциональной системы выборов на расклад сил в Госдуме?
— У партий эта идея была давно. В принципе, ее на разных этапах поддерживали коммунисты, всегда поддерживали ЛДПР, СПС и «Яблоко». Но в нынешних условиях, когда «Единая Россия» сформировала квалифицированное большинство вопреки результатам волеизъявления избирателей в декабре, я думаю, отношение партий должно измениться. С помощью подобного перехода «Единая Россия» монополизирует Думу, пролонгирует свои полномочия благодаря административному ресурсу и на следующий срок. Поэтому в создавшихся условиях стратегически это выгодно исключительно одной партии и уже не выгодно другим. Хотя некоторые политологи говорят по инерции, что оно выгодно многим партиям.
В условиях фактически складывающейся монопартийности это закрепление статус-кво однопартийной системы.
В крайнем случае можно ожидать полуторапартийной системы или единицы с четвертинкой, в качестве которой могут выступать партии-сателлиты, отпочковавшиеся от той же «Единой России». На новом этапе — это закрепление монопартийности, тем более что все эти предложение уже озвучивались. Семипроцентный барьер «Единая Россия» уже запретила. Запрет блоков уже предлагался. Так что в целом это продолжение неуклюжих усилий «Единой России» об обязательности голосования и введения штрафов в отношении неголосующих избирателей.
— Но ведь если говорить об арифметике, то пропорциональная система позволит увеличить число депутатов и коммунистам, разве нет?
— Это же арифметика, а арифметика в политике не работает. Сейчас многие политологи говоря, что если бы это пересчитать… как было бы, если бы в 2003 году… Но надо смотреть вперед. А будут ли те же коммунисты в неизменном виде участвовать в будущих выборах? Я очень сильно в этом сомневаюсь. Дай бог, чтобы я ошибался и чтобы хоть какая-то реально альтернативная партия в будущих выборах в Думу участвовала.
Сейчас происходит закрепление привилегированного положения, режима преференций для партии власти. Неважно, как она будет называться. Вы помните, в представительную власть исполнительная шла и в 1993 году. Тогда было два десятка министров, которые были в депутатских списках «Выбора России». В 1995 году из министров состояла НДР. В 1999-м ни «Единство», ни «Отечество» тоже не получили монопольного большинства в Думе. Трижды в итоге не получили. И в этот раз не получили. По партийным спискам у «Единой России» было 37%, а количество мандатов неожиданно выросло до 300. Оно же выросло не по результатам волеизъявления, а по результатам перегруппировки политических сил, привлечения независимых одномандатников, переманивания людей из других партий. Таким образом возникло это большинство, а сейчас его закрепляют с помощью этой реформы.
— Сейчас ЦИК планирует все-таки дать возможность независимым депутатам участвовать в выборах, но при этом соперничать они должны с региональными партийными списками. Как вы думаете, получится у них составить конкуренцию партиям?
— И один в поле воин. От дальнейших комментариев я бы отказался. Это рассчитано на наивных людей. Это несерьезно. Идет последовательное истребление одномандатников. Знаете, сколько их сейчас? Около пятидесяти, и это из двухсот двадцати пяти. Это тенденция, а запустила ее партия власти.
— А как вы относитесь к идее, чтобы в каждом партийном списке было минимум 30% женщин?
— Это меня радует. Может, увеличение числа женщин в нашем парламенте позволит стабилизировать избирательную систему, и ее не будут к каждым выборам заново переписывать. Женщины всегда спасали Россию, может, и на этот раз спасут. Но это, честно говоря, юмор.
— И еще одно предложение ЦИКа — установить фиксированные даты выборов: третье воскресенье марта для президентских выборов и всех прочих — региональных городских, сельских — и первое воскресенье декабря для парламентских в год выборов в Думу. Что вы об этом думаете?
— Это естественный ход мыслей администраторов по выборам, то есть людей, которые ими управляют.
У нас это было, когда на выборы Советов, которые были исполнительными и представительными органами власти, стало ходить меньше 20%, тогда выборы во все уровни Советов стали проводит в один день.
От Съезда Советов до сельсоветов. Это произошло в 20-е годы, когда уже ни одной оппозиционной партии не осталось и коммунисты в Советах доминировали. Тогда этот рецепт и применялся, параллель прямая. Это действовало с 1924 года под лозунгом «Режим оживления Советов» и до сталинской конституции 1936 года. Явка за это время выросла с 20% до 90%. Так что нынешние новации — как раз сталинский режим управления выборами.