О будущем службы безопасности президента Чечни, известной в просторечии под наименованием «кадыровцы», появилось много версий еще накануне, когда министр внутренних дел Рашид Нургалиев в Ханкале сделал заявление о создании специального полка чеченского спецназа при МВД. «Полк спецподразделения МВД будет активно противодействовать экстремистам за пределами Чечни, принимая участие в операциях по уничтожению террористов в любом российском регионе. Чеченский спецназ может быть задействован при повторении событий, аналогичных произошедшим в Ингушетии 22 июня», — заявил вчера Нургалиев.
Сразу после заявления Нургалиева о создании новой боевой единицы многие сделали вывод о том, что полк спецназа создан как противовес «кадыровцам», юридический статус и подотчетность которых в пылу чеченской войны так и не были определены. Даже высказывались предположения, что «кадыровцы» будут просто упразднены. Тем не менее окружение Рамзана Кадырова, возглавляющего сейчас службу безопасности, эти слухи опровергает. В четверг пресс-секретарь и.о. президента Чечни Муслим Хучиев назвал «несостоятельными» сообщения об упразднении «кадыровцев». «Служба безопасности президента будет сохранена в прежнем виде независимо от создания полка специального назначения МВД, а первый вице-премьер правительства Чечни Рамзан Кадыров по-прежнему является ее начальником. Работы в Чечне хватает как полку, так и службе безопасности президента», — заключил Хучиев.
Эксперты же, опрошенные «Газетой.Ru», в дальнейшем существовании службы безопасности Кадырова всерьез сомневаются, заявляя о стопроцентном переходе сотрудников кадыровской структуры под контроль МВД
Депутат Госдумы Руслан Ямадаев («Единая Россия»):
— Руслан Бекмирзаевич, откуда будут набираться люди в новый полк специального назначения?
— В полк войдут почти сто процентов людей из бывшей службы безопасности Ахмада Кадырова. Но в отличие от службы безопасности, он будет целиком полком министерства внутренних дел. И целью его работы, в отличие от прежних формирований, будет борьба с террористами, и не только в Чечне.
И на Дальнем Востоке или в Сибири, где угодно в России. Полк сможет работать в любом регионе России.
— Сколько точно человек в нем будет?
— Сложно пока сказать. К концу недели станет понятно. Будет сильнейший спецполк.
— В его состав войдет батальон «Восток», которым командует ваш брат, Сулим Ямадаев?
— Батальон «Восток» входит в состав Министерства обороны России. Пока не готов сказать, куда они войдут и надо ли вообще это, чтобы они куда-то входили.
— Зачем сейчас создавать дополнительную структуру при МВД в республике, когда там и так работают Минобороны, МВД, ФСБ и ГРУ?
— Еще давно, при жизни Ахмада Кадырова этот вопрос (об усилении чеченской милиции. – «Газета.Ru») вставал. Все вопросы, которые Ахмад начал решать, не были до конца доведены. Теперь лично президент Путин начал этим заниматься. Просто Ахмад погиб и не успел это осуществить.
— Можно прояснить – Ахмад Кадыров планировал создать именно параллельную службе безопасности структуру?
— Нет, речь шла именно об усилении структуры МВД, Минобороны и ФСБ. Ахмад хотел, чтоб это были единые структуры. И сейчас президент Владимир Путин решил этот вопрос.
— Муслим Хучиев, пресс-секретарь и.о. президента республики заявил сегодня, что структура службы безопасности сохранится. Непонятно, зачем тогда две службы безопасности?
— У президента кто-то (из бойцов бывшей службы безопасности Кадырова. – «Газета.Ru») может и останется. Но она, я могу сказать, уже не будет столь многочисленной.
— А зачем о формировании спецподразделения объявили сейчас? Можно сказать, что правоохранительные структуры в республике боятся, что ситуация накануне выборов выйдет из-под контроля и будут новые диверсии, подобные последней в Ингушетии?
— Я бы не сказал, что кто-то чего-то боится. Но выборы президента – это, бесспорно, удар по боевикам. Одного они убили, а в республике снова выборы. Сейчас они постараются сорвать выборы опять. Но думаю, им не удастся. У нас достаточно федеральных сил и средств. Поэтому бояться положения с безопасностью в Чечне не стоит.
Алауди Мусаев, профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности МВД РФ:
— Алауди Нажмудинович, в чем будет специфика спецполка МВД?
— Это будет структурное подразделение МВД ЧР. До последнего времени на территории Чечни уже располагались такие полки, но на этот раз президент Путин дал указание усилить МВД республики и передать ему функции по наведению порядка.
Иных подразделений, которые назывались разными словами – президентская гвардия, иная какая-то гвардия — не будет, кроме федеральных структур.
— Сколько в этот полк войдет бывших сотрудников так называемой службы безопасности Кадырова?
— Точно цифру сейчас сказать сложно. Я таких определений – полк, служба безопасности, кадыровцы, – с точки зрения права, вообще не знаю. Ранее, как вы называете «служба безопасности» состояла из разных структур –ФСБ, ГРУ, ФСБ, МВД. Они были довольно разношерстные. Теперь же это будет отдельный полк патрульной службы МВД Чечни.
— Какие профессиональные требования будут предъявляться к тем, кто придет в новый полк?
— Во-первых, в полку должна быть четкая дисциплина. Войдя в состав МВД, они должны будут пройти соответствующую подготовку в школе милиции. Их научат тому, как себя вести с гражданским населением, каким образом осуществлять охрану общественного порядка. Пока полк еще формируется. Но если этих людей призвать к порядку, дисциплине и поставить в строй, и если они будут четко соблюдать закон «О милиции» и действовать в соответствии с ним в республике, это поможет навести порядок.
— Вы не можете прогнозировать отношение к новой структуре бывших сотрудников службы безопасности президента. У них не может быть столкновений?
— У них нет никакой конкуренции. Я повторюсь, это структурное подразделение МВД. Они строго действуют в соответствии с законом «О милиции» и положением «О прохождении службы в органах внутренних дел».
— Батальон «Восток», возглавляемый Сулимом Ямадаевым, войдет в новую структуру МВД?
— Я не могу комментировать, куда входит батальон «Восток», «Север» или «Запад». Предполагается, что все подразделения органов МВД будут опираться только на законодательство.
Батальон спецподразделения МВД создается для того, чтобы призвать к порядку и узаконить все подразделения и те формирования, которые есть в республике. Чтобы не было в республике, так сказать, бородатых, в калошах и других прочих.
— Почему о формировании такого спецподразделения объявили накануне выборов? Федеральные власти боятся диверсий или терактов?
— Это предположения. Я знаю, что спецподразделение создано для поддержания общественного порядка в Чечне и не только на ее территории до, во время и после выборов. Если до этого МВД функционировало в целях раскрытия преступлений, то теперь к этому добавляется и наведение общественного порядка.