О премии «Золотой орел», присуждаемой одноименной Национальной академией кинематографических искусств и наук России, пока мало что известно. Если ее главный конкурент — «Ника» — существует уже второе десятилетие, то хищная птица из благородного металла вручается лишь второй раз. Запомниться премия успела лишь явной симпатией к рогожкинской «Кукушке», которая в прошлом году забрала практически все основные призы (лучший фильм, режиссер, сценарий и актер), и беспрецедентной пафосностью своих формулировок.
Как заверяет положение о премии, она присуждается не больше не меньше чем за «выдающиеся достижения в области кинематографии», «исключительный профессиональный вклад в развитие отечественного и мирового кино» и «вклад в культуру нации».
Неясно, правда, какой нации – в стране их больше сотни.
Кто же, на взгляд членов Академии, отвечал всем этим требованиям в ушедшем году? В главной номинации – «Лучший игровой фильм» на статуэтку претендуют пять фильмов: «Бедный, бедный Павел» режиссера Виталия Мельникова, «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова и «Прогулка» Алексея Учителя. Список ожидаемый и вполне себе репрезентативный. В нем и живые классики, и дебютанты, и социальная драма, и арт-кино, и исторические фильмы.
Нет только одной категории фильмов – востребованных зрителем.
Оба российских фильма, блеснувших в прокате и собравших самую большую кассу в прошлом году, – «Бумер» и «Антикиллер-2» — не прошли сито предпочтений сначала всех членов Союза кинематографистов общим числом пять тысяч, а затем членов киноакадемии, которых значительно меньше – всего четверть тысячи. Более того, эти два названия вы не найдете ни в одной из 18 номинаций, хотя «Прогулка» представлена в пяти номинациях, столько же у «Возвращения», «Магнитные бури» упоминаются семь раз, а абсолютным рекордсменом стал фильм «Бедный, бедный Павел», который теоретически может унести восемь статуэток. И если отсутствие в списках потенциальных «награжденцев» фильма «Отец и сын» разругавшегося с Союзом кинематографистов Сокурова или действительно не очень удачной картины Говорухина «Благословите женщину» особых вопросов не вызывает, то полное игнорирование «Бумера» даже и объяснить-то довольно сложно.
Бандитская тематика и «романтика большой дороги»? Так та же «Бригада», где ее ничуть не меньше, фигурирует в номинациях «Лучший игровой телевизионный сериал» и «Лучшая мужская роль». Слабые художественные достоинства? Вряд ли их больше в доброй половине фильмов, так или иначе засветившихся в номинантах. Почему бы просто ради приличий не вставить фильм хотя бы в номинацию «Лучшая музыка к фильму» и не порадовать Шнура еще одной статуэткой вслед за «Золотым овеном», недавно им полученным? Нет ответа. Причем ничего определенного не сказали и киноакадемики, присутствующие на пресс-конференции – «так сложилось исторически…». Единственное, что мог предположить президент академии, режиссер Владимир Наумов, возможно, фильм не прошел по критерию «новизна»: не соответствует положению, где от лауреатов черным по белому требуется «внедрение новых методов и подходов в кинопроизводстве».
Впрочем, не нашлось исчерпывающих ответов и на другие вопросы журналистов.
На законное удивление, зачем надо было вслед за «ТЭФИ» объявлять «Бригаду» сериалом, а «Идиота» телевизионным фильмом, последовало что-то невразумительное про два телеканала, являющихся учредителями премии. Почему фильм 2002 года «Кино про кино» активно представлен в номинациях лучших фильмов 2003 года? Потому что в прошлом году все происходило в суете, и, скорее всего, он не номинировался, но я точно не помню… Вопросов к «Золотому орлу» очень и очень много, никаких неясностей нет только по поводу того, кто станет победителем — режиссер Звягинцев уже получил кучу призов, уже выдвинут на «Оскар», поэтому и «Орел», и «Ника» вряд ли отважатся на особое мнение.
Награждение лучшего фильма прошлого года «Возвращение» состоится 31января в Первом павильоне «Мосфильма».