Мы не рыбы. Рыбы немы. Мы были уверены в этом всегда. Столетия капали, как вода из прохудившегося крана, а мы оставались в неведении и продолжали есть рыбу. Мы ее варили, жарили, тушили и запекали. Мы щадили лишь пестрых мелких рыбешек, которые влачили свое жалкое существование в аквариумах. Их пристальные критические взгляды не смущали нас. И, конечно, мы не слышали, о чем судачат глупые гуппи. А они строят планы побега, говорят о свободе, о том, что каждая водопроводная труба ведет в Мировой океан.
Как же много, оказывается, рыбы говорят. Они трещат просто без умолку.
Молодые родители мечтают назвать по имени каждую икринку. Акулы-вегетарианцы собираются в клубы, чтобы сказать друг другу: «Привет, я имярек, и я не ем больше рыбы». Морские черепахи любят поболтать о течениях и путешествиях. Крабы обожают скандалить. Всяческие тунцы и прочая стадная живность ходят строем и говорят хором. А киты мычат что-то невнятное. Весь Мировой океан буквально бурлит от болтовни. И сегодня самая актуальная тема — «Поиски Немо» (Finding Nemo), история о рыбках-клоунах, папаше Марлине и его сыночке Немо, проживающих на Большом Барьерном рифе. Зловещий австралийский дантист-дайвер похищает маленького Немо, чтобы посадить его в аквариум на потеху кривозубой и хищной дурочке-дочке с мордой пираньи. Благородный и отважный Марлин отправляется на поиски сына в компании милейшей рыбешки по имени Дори, страдающей расстройством памяти и потому, видимо, особенно разговорчивой.
Для студии Pixar заставить морскую фауну трепаться без умолку было, конечно, проще, чем убедительно показать их среду обитания. Впрочем, и то и другое, судя по показаниям бокс-офиса (преодолен барьер в $340 млн), удалось на славу.
Каждым новым полнометражным фильмом Pixar доказывает, что наступила его анимационная гегемония.
А монополист прошлого века Walt Disney смотрится на афише лишь как маленькая историческая ремарка – дескать, не забывайте, кто породил эти компьютерные игрушки и этих монстров.
В кратчайшие сроки (лет так за 10-15) Pixar довел свою технологию до поразительного совершенства. Вроде бы понадобилось всего ничего – накачать диснеевские рисунки объемом. Но это маленькое улучшение довело публику до истерики. Любое новое произведение Pixar собирает все больше и больше денег.
Хотя дело, наверное, не только в технологии. Золотой режиссер Pixar Эндрю Стентон, который снял и «Жизнь жуков», и обе части «Истории игрушек», и «Корпорацию монстров», и «Поиски Немо», любит порадовать публику всяческими забавными разговорчиками. Главный пиксаровский режиссер и сценарист позволяет себе легкую социальную сатиру. Он любит побасенки, сказочки с намеком, чтобы и детки веселились, и взрослые не скучали. Недаром в видеопрокатах большие дяденьки и тетеньки, не стесняясь, требуют «взрослые» пиксаровские мульты, а потом радостно ржут, пересказывая друг другу нехитрые, но смачные хохмы Стентона и его коллег. Они и не догадываются, какую пакость подстроил им коварный аниматор.
Все-таки главная аудитория «Поисков Немо» — дети. А у них после просмотра картины могут завестись в голове всякие странные мыслишки.
Не стоит удивляться, если ваш ребенок откажется есть жареного карасика и трижды подумает, прежде чем запустить ложку в банку с икрой и зачерпнуть пару десятков будущих Немо. А глядя на аквариум в папином кабинете, дитя, возможно, будет мечтать о Барьерном рифе, далекой Австралии, об океане и о свободе. Мы не рабы, рабы не мы. А мы поговорить любим.
Немного для разнообразия помолчать можно в кинотеатрах «Горизонт», «5 звезд», «Ролан», «Формула кино» с 25 декабря.