Проект «Артконституция», чьи фрагменты спорадически демонстрировались в галерее «С’Арт» на протяжении последних двух лет, наконец полностью реализован. Прогрессивное человечество может вздохнуть с облегчением. Издан фолиант с иллюстрациями основного закона РФ и устроена выставка в здании нового филиала Московского музея современного искусства (ММСИ).
Гарантом «Артконституции» выступил Зураб Церетели, взявший сюжет под личное покровительство. Чем уж так зацепило президента Академии художеств творчество актуалов, сказать не возьмемся, но на вернисаже он не жалел эпитетов.
Выходило, что авторы выставки на очередном витке развития превзошли Шагала, Малевича, Филонова и Ларионова с Гончаровой, чьи полотна сейчас представлены в том же здании этажом ниже.
Эти произведения Зураб Константинович вернул в Россию из-за рубежа ценой многих интриг и усилий. Стоило так напрягаться, если горы вещей, более ценных, можно по свистку собрать в пределах МКАД.
Объяснения от куратора Петра Войса на тему, почему надо было браться за образное иллюстрирование официозного текста, убедительными не показались. Версия про наглядную агитацию отпадает сама собой: люди у нас в основном грамотные, букву закона разобрать сумеют, а наглядности в выставке все равно маловато. Вроде бы это и не критика базовых постулатов общества, хотя юродства хватает. Считать, что проект сделан просто для красоты, не позволяет его хаотичность. Скорее всего, группе авторов надо было как-нибудь засветиться на фоне предвыборного возбуждения, войти в рабочий контакт с тем же Церетели да и вообще продемонстрировать жизненную активность. Под лежачий камень вода не течет.
Принцип экспозиции прост, как правда: одна статья Конституции – одно художественное произведение.
Например, положение закона о трех ветвях власти иллюстрируется изображением трех даунов, равные права мужчин и женщин обозначены фотографической инсценировкой «Отелло» и т.д. Однако общий запас остроумия среди экспонатов распределен слишком неравномерно, чтобы говорить о торжестве карнавального веселья. К тому же многие вещи пристроились в экспозиции как бы контрабандно, ничего юридически значимого не олицетворяя.
Глядя на сумму, хочется спросить: а за что ратуем? За социальную справедливость, за право на самовыражение, за художественное качество, или просто бюджет осваиваем? Тот же Церетели на пресс-конференции выразил озабоченность ростом культурной эмиграции: дескать, в цивилизованных странах художникам за символический труд государство платит реальные прожиточные деньги, а здесь такого нет, вот и едут они в далекую Францию-Германию, оставляя нас духовно опустошенными.
Скорбь так велика, что маэстро готов чуть ли не каждого остающегося финансировать из личных средств и по-отечески протежировать. На подобные понты обычно и ловятся.
Среди авторов есть раскрученные звезды вроде Кулика и Виноградова с Дубосарским, есть массовики-затейники – такие, как «Хартманн Групп», есть вечные середнячки арт-сцены и неоперившиеся молодые дарования, но нет никого, кто бы сказал попросту: «Да отвяжитесь вы со своей ерундой, не мешайте работать». Никто ведь не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, как гласит статья 30 основного закона. Так что перед нами продукт добровольного сотрудничества. Ведь так тянет взяться за руки, чтобы не пропасть поодиночке. Будет ли поводом Конституция, Библия или телефонный справочник, не так важно.
«Артконституция», в филиале ММСИ (Ермолаевский пер., 7) до 12 января.