На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Бараев действовал вслепую

Российские власти обнародовали материалы, которые, по их мнению, свидетельствуют о причастности Аслана Масхадова к захвату «Норд-Оста». Сам Бараев, как следует из этих материалов, был уверен, что выполняет приказ Басаева.

О причастности лидера чеченских сепаратистов к теракту в Москве заговорили, когда еще заложники томились в театральном центре. Приводилось два доказательства. Во-первых, видеокассета с выступлением Аслана Масхадова, во-вторых, интервью, которые террорист Мовсар Бараев дал журналистам НТВ за сутки до штурма.

«У меня нет никаких сомнений, – говорит на пленке Масхадов, – на заключительном этапе мы обязательно проведем еще более уникальную операцию, подобно «Джихаду» (так боевики называют захват Грозного в 1996 году. – «Газета.Ru»). И этой операцией освободим нашу землю от российских агрессоров».

«Мы действуем по приказу верховного военного эмира, – заявил Бараев НТВ. – Военный эмир там у нас Шамиль Басаев, вы его все хорошо знаете. Масхадов, он наш президент… Хотя мы неоднократно слышали, что Масхадов никому не подчиняется, с ним никто не считается, это — я не знаю, как сказать по-вашему, — это, как говорится, ложь и клевета. Мы очень даже подчиняемся и очень даже мы с ним считаемся. И наши переговоры с Масхадовым – наверное, моя задача приехать сюда. То, что мы хотели, с помощью Аллаха мы это сделали».

Еще до штурма «Норд-Оста» замминистра внутренних дел Владимир Васильев заявил, что есть неопровержимые доказательства вины Масхадова: записанные спецслужбами разговоры террористов по мобильному телефону со своими сообщниками.

Спустя пять дней после штурма журналистов собрали на пресс-конференцию и дали послушать одну из записей. Это разговор Мовсара Бараева с Зелимханом Яндарбиевым, который был президентом Чечни до Масхадова. «Мы торговаться не будем, – говорит Бараев, вернее, сотрудница ФСБ, переводившая с чеченского. – Мы готовы пойти на контакт, для подтверждения этого выпустим несколько заложников. В противном случае мы нажмем на кнопку и взорвем здание. У нас есть пять снарядов САУ и очень большое количество пластита С-4. Сейчас они там узнают нам цену, такое даже им Гитлер не устраивал. У нас снаружи много камикадзе, которые готовы работать и ждут звонка. Около 100 камикадзе (за голосом переводчицы можно разобрать, что все-таки речь идет о «ваххабитах», а не «камикадзе». – «Газета.Ru»)».

«Подожди, я не знаю, Аслан в курсе этой операции?» – интересуется Яндарбиев.

«Когда проходила подготовка операции, то Шамиль… Аслан там присутствовал. У Шамиля нет ничего, Шамиль выполнял указания Аслана. Операция была сверхзасекречена. Чисто с Шамилем, с людьми Шамиля», – переводят слова Бараева.

Яндарбиев интересуется, кто участвует в диверсии. «Были выбраны те люди, которые не думали о возвращении домой. Они готовы погибнуть. В течение двух месяцев мы проводили набор, выбирали людей, которые готовы погибнуть, потом их вывезли, каждому объяснили, подготовили».

Но тут Бараев резко меняет показания: «Я точно не знаю, Аслан в курсе или нет. Но если Шамиль его подчиненный, лично с ведома Шамиля… Шамиль сказал: «Слава Аллаху, идите».

Таким образом, в предоставленных прослушках террорист Бараев признается, что получал приказ от Басаева, а об участии Масхадова только догадывается. То же самое он говорил НТВ: «Масхадов – наш президент» — и не более. В общем, ясно только то, что известно давно – смертники в «Норд-Осте» действовали вслепую.

Руководство спецслужб эти недоговоренности не настораживают. Чтобы устранить все недомолвки, нужен был комментарий. На сегодняшнюю пресс-конференцию собрались федеральные и столичные чиновники, но главным комментатором был, разумеется, Сергей Ястржембский. Он сразу сказал, что слова Бараева о 100 камикадзе (ваххабитах), скорее всего, блеф (боевики знали, что их прослушивают), а вот ко всему остальному нужно отнестись очень серьезно. В первую очередь, он предложил обнаружить связь между захватом «Норд-Оста» и чеченским съездом в Дании, который прошел два дня назад.

«Это еще не все записи, которые ясно указывают на то, что Масхадов был в курсе подготавливаемого теракта и все действия в зале происходили с его ведома, – сказал Ястржембский. – Мы располагали информацией о том, что к началу сборища в Копенгагене будет подготовлена какая-либо провокация в Чечне… Политическое и боевое крыло террористов действовали в унисон… Задержанный в Дании Ахмед Закаев является одним из преступников, которые имеют отношение к захвату заложников в Москве».

Как уже рассказывала «Газета.Ru», просьба задержать Закаева была отправлена в Данию еще до освобождения «Норд-Оста», но выполнили ее датские полицейские только после того, как российские власти дополнили запрос обвинением в причастности к теракту в Москве. Ближайшие 13 суток Закаев проведет в тюрьме. Сам он во время съезда отвергал причастность Масхадова и себя самого к захвату «Норд-Оста». Но при этом действительно использовал теракт как аргумент в пользу переговоров.

Что же касается Яндарбиева, то в интервью одной датской газете он сказал, что случайно нашел номер мобильного Бараева и позвонил скорее из любопытства.

Комментарий же Ястржембского сводится к тому, что Яндарбиев якобы инструктировал молодых террористов. В частности, объяснял, что нельзя делать прямых ссылок на Масхадова, а лучше говорить о верховной шуре и ее начальнике Басаеве. Однако доказательств такого инструктажа журналистам представлено не было – из продемонстрированной записи создается впечатление, что Яндарбиев действительно только интересовался деталями теракта. Не более.

Впрочем, как бы то ни было, у российских властей нет больше никаких сомнений в том, что захватчиков «Норд-Оста» наставлял и Масхадов, и Яндрабиев, и Закаев. Поэтому сегодня вслед за Закаевым Москва обратилась к Катару, где в собственном особняке уже несколько лет живет Яндрабиев. Замгенпрокурора Сергей Фридинский сегодня напомнил, что и Закаев, и Масхадов, и Яндарбиев проходят по одному уголовному делу (четвертый в этом деле – бывший глава МВД Ичкерии Казбек Махашев, а пятый – министр без портфеля Хож-Ахмед Нухаев). Всем им инкриминируются обвинения по трем статьям УК – вооруженный мятеж, организация незаконных вооруженных формирований и посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов.

Новости и материалы
Россиянок призвали не краситься тональником и пудрой в холода
Иракские СМИ сообщили, что российские военные покидают аэродром на северо-востоке Сирии
В Гидрометцентре сообщили о сохранении аномальных холодов в ряде регионов России
Дипломат РФ рассказал о существенном превышении ядерного потенциала НАТО над российским
В Китае выделили четкого победителя в конфликте на Украине
Над Курском произошли взрывы
Киевляне рассказали о холоде в квартирах из-за длительных отключений теплоснабжения
Россияне высказали свое отношение к ИИ-контенту
Трамп объявил о повышении пошлин на товары из Южной Кореи
Юрист назвал причину, по которым банки блокируют переводы россиян
Париж выступил против покупки Киевом Storm Shadow за счет кредита ЕС
Фильм Тимура Бекмамбетова обошел «Аватар» в прокате США
В Госдуме предложили наносить маркировку об аллергенах на штучные продукты
В Раде непублично говорят о готовности к компромиссам по Донбассу
Актриса Аронова сообщила о своем самочувствии
Россиянам посоветовали топ работающих способов оптимизировать бюджет в 2026 году
Мурманские энергетики установили на месте аварии все временные опоры ЛЭП
Свидетель рассказал, кто курировал возведение курских фортификаций
Все новости
Неизлечимый вирус Нипах угрожает России? Что говорят специалисты
Теперь вы знаете