Казалось, такое невозможно никогда и нигде. Еще пару недель назад в сквере у особняка союза художников в Китай-городе торжественно открывали памятник под названием «Добро побеждает зло» работы главного скульптора столицы Зураба Церетели. И вот менее чем в километре от первого монумента, Церетели еще более торжественно снял покров со второго. И что же? К недоумению всех собравшихся новорожденные памятники оказались абсолютной копией друг друга. Тот же конь, тот же всадник с копьем, тот же ящер, собранный из остатков какого-то оружия. Разница лишь в том, что одно изваяние стоит в сквере и обрамлено клумбами, другое – в вестибюле Министерства внутренних дел на Мясницкой и окружено нелепыми вазами. Еще отличие есть в адресатах: первое «Добро, побеждающее зло» презентовано Зурабом Константиновичем Союзу художников, а второе – суровым стражам порядка, по случаю двухсотлетия со дня существования их министерства.
Церемония «дарения добра» МВД строго соответствовала протоколу соответствующего министерства – все прошло чинно, быстро и организованно. Микрофоны недоумевающих телевизионщиков и диктофоны кипящих негодованием журналистов с одним единственным вопросом: доколе Москва будет украшаться избытками мусора из мастерской скульптора, — были деликатно отстранены. Зураб Константинович рассказал собравшимся о том, как он любит милицию, как она его бережет, затем сел в джип и был таков. Стражи порядка тоже не долго восхищались подаренным конем. И только журналисты бродили из угла в угол по отведенной для просмотра монумента территории, пытаясь объяснить себе все происходящее.
Объяснение после некоторых дебатов было найдено: Зураб Церетели как простой российский гений нашел идеальную форму универсального памятника. Такие монументы с Георгием Победоносцем на коне и названием «Добро побеждает зло» можно воздвигать повсюду. Особенно эффектно всадники с копьями будут смотреться на могилах чиновников, в скверах, на детских площадках, привокзальных площадях и в вестибюлях всевозможных министерств: от ведомства по сельскому хозяйству, до МИДа и счетной палаты . И всюду, вне зависимости от специализации, будут уместны.
То, что памятники-близнецы были практически одновременно установлены сразу в двух уголках столицы, свидетельствует о том, что идея Церетели пришлась по вкусу столичным властям, и монумент, в точности дублирующий герб Москвы, одобрен для серийного производства. Непонятно только одно. Почему в ста метрах от Мясницкой улицы в центре Лубянской площади позорно пустует отличное место для памятника, а Юрий Лужков планирует вернуть туда Дзержинского. Разве Железный Феликс может конкурировать с символическим творением Церетели, которое равно пришлось по вкусу таким разным категориям граждан, как художники и милиционеры?