Ассоциация европейских автопроизводителей обобщила данные по производству и продаже новых автомобилей в странах Европейского союза за десять месяцев уходящего года. Всего в Европе с января по ноябрь продали 14 147 932 автомобиля — на 70 552 меньше, чем за такой же период прошлого года. Впрочем, в процентном выражении падение практически незаметно — 0,5%. Подобные колебания продаж никак не влияют на общее состояние автомобильного рынка и насыщенность европейских стран автомобилями.
По количеству машин на тысячу душ (590 на 2003 год) европейские страны уже долгое время занимают прочное положение между США (813 автомобилей на тысячу человек) и Канадой (585 на тысячу человек). Не намного отстает Япония — 572 автомобиля на тысячу человек. Демографический рост в этих странах близок к нулевому, а рынок достаточно насыщен, поэтому продажи автомобилей в странах Западной Европы, как и в Японии, скорее призваны поддержать численность автопарка на прежнем уровне, а не способствовать его увеличению.
Количество проданных новых автомобилей на тысячу человек значительно ниже в Восточной Европе.
Именно благодаря странам бывшего соцлагеря, недавно вступившим в ЕС, Россия не выглядит полным аутсайдером на фоне европейских показателей по продажам новых машин.
Однако, ненамного отставая от Чехии (14 регистраций на тысячу человек) и опережая Польшу (8 регистраций на тысячу человек), европейским лидерам Россия проигрывает в четыре с лишним раза, США — в пять.
И все же Россию, где почти 70% продаж составляют отечественные автомобили стоимостью до $10 тыс., не совсем корректно сравнивать с Европой, где почти отсутствуют предложения в этой ценовой категории, да и уровень жизни выше.
По структуре рынка, численности населения и благосостоянию России оказались ближе две страны Нового Света — Мексика и Бразилия.
Латиноамериканцы по темпам автомобилизации идут почти нога в ногу с россиянами. В Бразилии действуют заводы европейских и американских производителей, выпускающие дешевые модели, созданные специально для местного рынка. В Мексике автопром развивается благодаря близости США, откуда в поисках дешевой рабочей силы пришли все крупнейшие автопроизводители, и увеличению инвестиций после заключения в 1993 году Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA).
Есть еще две страны, сопоставимые с Россией по объемам продаж автомобилей, хотя и намного превосходящие ее по численности населения. Пусть 3 млн проданных за прошлый год автомобилей — капля в море для Китая и Индии с их 2 млрд жителей. Зато ежегодный рост продаж здесь близок к 50%. В Индии автомобилями владеют менее 1% населения, но в прошлом году она стала самым быстрорастущим рынком для автопроизводителей.
После вступления Китая в WTO в 2001 году продажи автомобилей в этой стране выросли почти в пять раз.
<1>Кроме того, китайский рынок отличает способность поглощать автомобили любой стоимости и класса. Только здесь, к примеру, серийно выпускается удлиненная версия Audi A6. Китай — второй по величине рынок для Bentley, а Mercedes S-класса в этом году в Китай уже ушло больше, чем в Европу или Японию.
Индия и Китай, равно как и Мексика с Бразилией, имеют одно большое преимущество перед Россией, позволяющее им и дальше рассчитывать на активный интерес со стороны иностранных автопроизводителей: развитие экономики в них происходит на фоне благоприятных демографических показателей. В Индии, только чтобы поддерживать автомобилизацию населения на уровне 1%, продажи автомобилей должны увеличиваться на 20% в год. Хотя в России пока продается больше автомобилей, чем в Индии, падение численности населения почти на 1 млн в год говорит о возможной стагнации рынка после его насыщения по примеру европейского.
Так что не будем обольщаться. Понятно, что иностранные производители предпочтут вкладываться в строительство заводов и разработку новых моделей не у нас, а в том же Китае или Бразилии — там, где каждый год рождаются миллионы потенциальных покупателей.