Обещать - обещают, а давать - не дают
- это - не о тактических особенностях поведения юных девиц. Это - о заводском оснащении отечественных автомобилей коробками-автоматами. Обещания наших автопроизводителей вот-вот начать выпуск машин в такой комплектации слышны уже не один год, иногда удается даже прочесть отчет о том, как кто-то где-то на таких машинах ездил. Однако, для рядовых покупателей российских марок воз (он же ВАЗ или ГАЗ с автоматом) и ныне там - на конвейерах такие машины не собирают. Впрочем, это не означает, что приверженцы вышеупомянутых марок окончательно обречены ездить «на кочерге». В Москве есть, по крайней мере, 3 места, где при желании можно установить автоматическую коробку на отечественные автомобили.
Первые два - один автосервис, и один из столичных автосалонов, предлагают такую услугу на абсолютно схожих условиях: цена и методы переделки наводят на мысль о связи этих фирм друг с другом, правда, сами сотрудники компаний уверяют, что работают по отдельности.
Подробности переделки удалось узнать у руководителя цеха одного из этих предприятий, Владимира Миронова. Фирма устанавливает на переднеприводные ВАЗы «беушные» японские коробки «Айсин» серии А240, которые ставили в начале 90-х на некоторые модели машин, в частности, на Toyota Corolla. По словам руководителя цеха, поставкой комплектующих деталей для таких переделок занимается специальный человек, и везутся эти детали из Японии.
Процесс имплантации заключается в следующем. На оригинальном японском маховике высверливаются отверстия под болты ВАЗовского коленвала. Шлицы внутренних шарниров приводов японской коробки перерезаются под нужный размер, а на самом автомобиле переделывается педальный узел, и вместо штатного рычага переключения передач ставится селектор. С ВАЗовским двигателем коробка стыкуется через специальную пластину-переходник. Эта пластина, как и селектор, заказываются у сторонних производителей. Стартер ставится японский.
Как уверил Миронов, перед установкой коробки обкатывают на самодельном проверочном станке, частично разбирают и, в случае чего, меняют расходные детали. В цеху поблизости действительно стоит простейший станок, приводимый в движение электромотором мощностью 1,5 кВт. На вопрос, достаточно ли такой мощности для проверки агрегата, Владимир Миронов ответил утвердительно, добавив, что окончательная проверка проходит уже на автомобиле. Получить какую-то статистику отказов, ясное дело, не удалось, но, по словам руководителя цеха, если поломки и случаются, то происходит это обычно в первую неделю (кстати, принципиальную возможность такой «трансплантации» и высокую надежность древних коробок А240 подтвердил и старший специалист-инструктор учебного центра Toyota Motor Виталий Кокурин). В случае брака коробку снимают с автомобиля и отдают поставщику. Что с ней происходит потом? Этого Миронов не знает. Вообще же, на установленные японские «автоматы» дается гарантия - 1 год или 15 тыс. км пробега. По признанию Миронова, самой слабой деталью в переделанной машине является подушка опоры коробки - фирма ставит стандартные ВАЗовские, которые служат около 10 тыс. км, но из-за их низкой стоимости как-то модернизировать узел не имеет смысла - дешевле просто поменять деталь.
Если темное прошлое японского «секонд-хенда» не вызывает доверия, можно обратиться в Центр Автоматических Трансмиссий МАИ. Это подразделение многоуважаемого московского института является официальным дилером немецкой компании ZF Group, и, помимо ремонта автоматических коробок, занимается установкой их на наши машины. Схема установки та же, через соединительную пластину, но в отличие от первых двух фирм, ЦАТ МАИ оснащает автоматами не только переднеприводные модели ВАЗа, но и «Волги» и «Нивы». На «десятки» ставят вариатор VT-1 или гидравлическую четырехступенчатую коробку 4HP-14 (такая стояла на Peugeot 405). На «Волги» с 406-м мотором и «Нивы» 1.8 - 2.0 л устанавливают гидроавтомат 4HP-22, при этом в «Ниве» меняют и раздатку, используя в новом агрегате дифференциал повышенного трения Торсен от Audi А6. Характеристики двигателей этих машин различны, и здравая логика подсказывает, что комплектовать их одной и той же коробкой негоже, однако технический директор ЦАТ МАИ Виктор Раскин уверил, что, во-первых, механические «мозги» коробки 4HP-22 легко подрегулировать, во-вторых, все и так работает отлично. Если автомобиль абсолютно новый, ЦАТ МАИ дает двухлетнюю гарантию на установленные коробки, без ограничения пробега.
На сегодняшний день фирма оснастила автоматами около 120 «Волг», 20 «Нив» и 30 «десяток». Однако сейчас ЦАТ МАИ переднеприводными машинами не занимается: все имеющиеся 350 комплектов для установки преданы на ВАЗ, где их будет ставить одна из дочерних фирм автозавода. Желающим ездить на новой «десятке» с новым автоматом Виктор Раскин советует найти координаты этой фирмы, договориться, и после этого получить машину через дилерскую сеть. Правда, где и как искать координаты, он не уточнил.
Приобретая отечественную машину с коробкой-автоматом, нужно быть готовым к прохождению дополнительных процедур в ГАИ. Как сказал заместитель заведующего отделом автомобилей НАМИ Леонид Глинер, согласно приказу МВД №1240 от 2000 г., владелец такой машины должен заполнить в ГАИ заявление о внесение изменений в конструкцию машины. Дальше - по желанию автоинспекции. Заявление либо подпишут, либо отправят на согласование в уполномоченные организации (например, тот же НАМИ). Заключение НАМИ обойдется физическому лицу в 1,5 тыс. рублей. Впрочем, милиция замечает переделку не всегда. По словам Раскина, у его клиентов проблем не было, а у Миронова со сложностями во время регистрации сталкивается в среднем один из двадцати клиентов. «Одно время мы пытались «легализовать» нашу деятельность, хотели провести испытания через ГАИ, но такой путь потребовал очень больших вложений - около 200 тыс. рублей» - поделился Миронов.
Теперь о главном. За установку старой японской коробки берут 1500 долл. Комплектация новым автоматом «десятки» обойдется в 60 тыс. руб., «Волги» - в 75, «Нивы» - в 96 (столько же, кстати, стоит установка на «десятку» более прогрессивного вариатора). При переводе в более удобочитаемые деньги, получим 2080, 2600 и 3325 долл. соответственно. Сегодня «голую» «десятку» можно купить в Москве тысяч за 8 долларов. Доделка ее в компании г-на Миронова поднимет стоимость до 9,5 тысяч. За эти деньги можно приобрести гораздо более практичный в пробках (а для чего еще покупают машины с автоматической трансмиссией?) Daewoo Matiz, с новым автоматом, гидроусилителем, кондиционером, магнитолой, и центральным замком. Установка в «Ладу» новой немецкой коробки вместо старой японской, комфорта не прибавит. Дополнительные 600 долл. пойдут в счет увеличенной гарантии и сознания, что в машине - все новое. Любителям «десяток» есть, над чем подумать.
Раскошелиться на вариатор может только маньяк автоВАЗа. Нормальный человек добавит еще долларов 600, и купит Hyundai Accent , напичканный теми же опциями, что и вышеупомянутый Matiz.
Владельцев «Волг» и «Нив», конечно, «Матизом» не соблазнишь, их резоны понятны. Что же касается переднеприводных машин, Виктор Раскин честно признался: для того, чтобы затея с заводской комплектацией автомобилей ВАЗа коробками-автоматами имела успех, необходимо, чтобы эти коробки были дешевы, т.е. производились у нас. Пока, по его словам, все находится на уровне слухов.
Но поклонникам ВАЗа, мечтающим забыть о педали сцепления, унывать не стоит. Говорят, на свалках Японии запас коробок еще не иссяк.