Как сообщил исполнительный директор General Motors Рик Вагонир, к 2008 году будут остановлены 5 из 30 сборочных заводов концерна, расположенных в Северной Америке. Завод в Оклахоме, выпускающий внедорожники Chevrolet Trailblazer и GMC Envoy, закроется уже в начале следующего года — реализация продукции завода упала в октябре на 15%. К середине следующего года закроется завод в Мичигане, где выпускают пикапы Chevrolet SSR. К концу 2006 года прекратится производство на одном из двух заводов в Спринг-Хилл, где сейчас собирают компактные седаны и купе Saturn — марки, созданной GM для борьбы с нашествием азиатских «компактов». Второй завод в Спринг-Хилл, выпускающий паркетные внедорожники Saturn Vue, продолжит свою деятельность, передает Bloomberg.
В 2008 закроется предприятие в Доравилле, выпускающее минивэны Chevrolet, Buick, Saturn и Pontiac. В тот же год планируется остановить производство на заводе в Ошаве, с конвейера которого сходят седаны Buick LaCrosse и Pontiac Grand Prix. Кроме того, руководство компании планирует закрыть три из 25 предприятий по производству запчастей и обслуживанию, 2 из 23 штамповочных производств, а также 2 из 24 моторостроительных заводов.
Увольнение 30 тыс. человек, составляющих около 9% от 334-тысячного штата компании (включая занятых на зарубежных предприятиях GM), и закрытие заводов, выпускающих убыточные модели, позволит сократить операционные расходы компании на $7 млрд.
В настоящий момент GM тратит $41 млрд, что продолжает увеличивать астрономические долги автоконцерна.
Вместе с этим, естественно, сократится производство. Выпуск автомобилей североамериканскими предприятиями GM упадет до 4,2 млн к концу 2008 года, что примерно на треть, или 2 млн, меньше объема производства в 2002 году. Тем не менее, отметил Вагонир, в случае роста спроса GM будет иметь возможность нарастить объем выпускаемой продукции.
В настоящее же время GM использует только 85% мощностей — меньше, чем азиатские производители, имеющие свои предприятия в США.
Продажи GM в США упали в октябре на 26%, и в текущем месяце заводские дилеры предлагают скидки до $12 тыс. на отдельные модели внедорожников в попытке вернуть покупателя. В то же время доля азиатских производителей на американском рынке выросла до рекордного уровня.
По прогнозам аналитиков, Toyota обойдет GM по объемам производства уже в следующем году, став, таким образом, крупнейшим автопроизводителем в мире.
<1>На всех предприятиях японской компании соберут 8,82 млн автомобилей, тогда как общемировое производство GM составит 8,77 млн. Toyota запускает все новые предприятия в Северной Америке и в этом году выпустила обновленный седан Avalon, нацеленный на ту же клиентуру, что и Buick Lucerne, на которого в GM возлагали большие надежды. В следующем году откроется завод по выпуску пикапов Toyota Tundra в Сан-Антонио, а в 2008-м будет организовано производство внедорожника RAV4 в Онтарио (Канада). Toyota заявила о планах увеличить свою долю на мировом рынке до 15% — сейчас ей принадлежат 12%.
На принятие радикальных мер по уменьшению убыточности руководство подтолкнуло также давление со стороны миллиардера Кирка Керкоряна, выкупившего в этом году 9,9% акций General Motors за $1,7 млрд. Из-за падения акций компании в цене 88-летний миллиардер уже потерял около $334 млн. Керкорян намерен войти в совет директоров и уже сейчас, как утверждает источник в GM, имеет непререкаемый авторитет в компании.
Эксперты считают, что сокращение производства пойдет GM на пользу. «Это горькое лекарство, которое они должны проглотить, чтобы вернуться к прибыльности, — говорит Ребекка Линдланд, аналитик компании Global Insight Inc. — Если они смогут совместить эти меры с уступками в области медицинского страхования работников и предложить по-настоящему интересные продукты, это действительно поставит их на правильный путь».
Нынешнее сокращение второе по масштабам в истории компании. В 1991 году General Motors уволила 74 тыс. рабочих и закрыла 21 завод.