В субботу утром на Тверской улице, возле дома 15, заработал первый паркомат. Правда, включен он был всего на час специально для заместителя мэра Москвы Петра Аксенова и для журналистов, для всех остальных автоматизированной эта парковка станет с понедельника. Парковочный автомат — высокий оранжевый ящик, напоминающий автомат по продаже сигарет или напитков. Только вместо окошка, куда падают бутылки или сигаретные пачки, в паркомате большая прорезь для сдачи.
Оплатить парковку можно бумажными деньгами (машина понимает банкноты по десять, пятьдесят, сто и пятьсот рублей) или парковочной картой, которые, правда, пока не продаются. А к январю должна заработать услуга оплаты парковки по SMS.
Автомат поставили уже неделю назад (только он был не подключен), но внимания водителей он не привлекал, и представителям ГУП ГСПП — московской парковочной службы — на краю тротуара пришлось поставить информационные щиты, чтобы водители не игнорировали чудо техники.
Аксенову заплатить за парковку помогал заместитель руководителя департамента транспорта и связи Сергей Николаев. «Выберите время, Петр Николаевич, час, два, три, четыре или пять. Теперь оплата: возьмите карточку и вот сюда. Вот. И чек теперь возьмите». «И куда теперь этот чек?» — уточняет Аксенов. «Под лобовое стекло машины, чтобы парковочные инспекторы видели оплаченный талончик и не эвакуировали машину. У нас это на информационных щитах написано», — объясняет Николаев. Но Аксенов считает, что надо написать еще и на самих паркоматах, чтобы люди не путались: «Ведь если я приехал из деревни, я же никогда с этой штукой не разберусь, что куда надо класть. А еще нужно купол сделать над паркоматом, как в телефонных будках, чтобы люди в дождь не промокали». Немного подумав, Аксенов добавил, что на паркомате надо написать и то, что следующий час оплачивается как полный вне зависимости от того, на сорок минут задержался водитель или на пять, и то, что первые пятнадцать минут стоянки должны быть бесплатными.
<1>Николаев тем временем уже повернулся к специально привезенному ноутбуку, на котором выведено изображение с веб-камеры, повешенной на другой стороне улицы. Журналисты через плечо Аксенова заглядывают в ноутбук, на котором отчетливо видны номера всех запаркованных машин.
«Постоянный контроль за каждой машиной, и номера всех неплатильщиков можно записать»,
— уточняет Николаев. Видеонаблюдение собираются установить на всех муниципальных парковках. У парковочной службы, которая пока не создана (чиновники не могут решить, кто ее возглавит), будет свой диспетчерский центр, куда будет поступать изображение с камер.
Пока чиновники рассказывают, что все муниципальные парковки будут оборудованы паркоматами к апрелю 2006 года, живые парковщики в кислотных жилетках, облокачиваясь на старые паркоматы, которые поставили еще в 2000 году, обсуждают, что ничего из этой затеи не выйдет. «Вот каждый раз, когда они новый паркомат притаскивают, такой вот пафос разводят, — говорят парковщики. — И каждый раз они ломаются, и вся эта затея тихонечко затухает».
На тротуарах Тверской улицы стоят паркоматы нескольких поколений. У многих выковыряны кнопочки, а из прорезей для оплаты торчит мусор.
«Вот эти вот серые только жетоны принимали, — вспоминают парковщики. — А эти стальные брали деньги металлические, но сдачу не давали. Столько истерик тут было… Так что и на этот раз ничего у них не выйдет. Отмоют деньжат и успокоятся». Впрочем, парковщики готовы и к тому, что их переведут на службу в парковочную инспекцию контролировать оплату и наказывать неплательщиков: «На улицу ведь нас не выгонят. А в инспекции тоже работа отличная — эвакуаторы вызывать или колеса блокировать».