Идея направить движение по Садовому кольцу в одну сторону давно беспокоит столичного мэра. При всяком удобном случае он напоминает об этом архитекторам, ответственным за разработку дорог и организацию движения транспорта, а те обещают подумать и посчитать. Делать они это стараются неторопливо, поскольку понимают, что хорошего из этой затеи не выйдет. Но открыто перечить градоначальнику никто не смеет, поэтому транспортники, видимо помня притчу Хаджи Насреддина о говорящем осле, просто стараются оттягивать реализацию идеи мэра на максимально поздние сроки. Теперь проект закрутки Садового кольца в одну сторону встал на длинные, но прямые рельсы бюрократической процедуры.
В феврале 2005 года мэр распорядился подготовить предварительные расчеты по эффективности проекта и по его стоимости. На прошлой неделе специалисты НИиПИ Генплана передали свои расчеты Лужкову и его «заместителю по хозяйственной части» — главе комплекса городского хозяйства Петру Аксенову. А на этой неделе, по информации источника в департаменте транспорта и связи Москвы, уже был подготовлен договор с этим институтом для более детальной разработки проекта. Стоимость переустройства Садового кольца в одностороннее пока не называют, но собеседники «Газеты.Ru» в институте Генплана и департаменте транспорта утверждают, что это крайне дорогостоящий проект — на Садовом нужно построить как минимум семь транспортных развязок и такое же количество пешеходных переходов.
В расчетах, представленных Лужкову, предусматривается строительство транспортных развязок на Сухаревской, Кудринской площадях, на пересечении с ул. Академика Сахарова, на Земляном валу, Зубовской и Смоленской площадях. Закручивание кольца в одну сторону — не единственный способ разгрузить его и центр города.
«Если на Садовом построить все необходимые развязки, само собой организуется безостановочное движение и ничего закручивать в одну сторону будет не нужно», — считает один из архитекторов НИиПИ Генплана.
«Проблема в том, что это очень дорогой проект, — продолжает наш собеседник. — Есть и более дешевый, но менее эффективный вариант — построить только часть развязок и пустить кольцо в одну сторону». Архитектор так же отметил, что строительство семи внеуличных пешеходных переходов, которое предусмотрено проектом, должно быть выполнено в любом случае — «переходить такую крупную городскую магистраль небезопасно», — убежден наш собеседник.
<1> Специалисты считают, что одностороннее Садовое кольцо не решит проблему пробок в городе. Чтобы перестроиться из левого ряда в правый через десять, а то и двенадцать рядов, водителю придется оттормозить весь поток, что приведет к снижению скорости и возникновению пробок, считает профессор МАДИ, вице-президент Российской академии транспорта Евгений Лобанов. — Работа такой дороги в принципе невозможна. Чтобы пропускная способность Садового при переводе на одностороннее движение не пострадала, нужно сузить проезжую часть на две трети», — говорит Лобанов.
Получается, что при «грамотном» закручивании одностороннее Садовое кольцо пропустит столько же машин, сколько идет по нему в одном направлении, и в целом пропускная способность магистрали снизится вдвое. Кроме того, автомобилисты будут крутиться по Садовому длиной 16 км в поисках съездов, жечь лишний бензин и коптить и без того грязный воздух в центре.
Какое именно решение — дешевое или грамотное — выберет Лужков, пока неизвестно. Но скорее всего, идея запустить Садовое в одну сторону привлекла мэра не дешевизной (особой экономностью мэр не отличается, вспомнить хотя бы недействующую монорельсовую дорогу за $150 млн или нелетающие милицейские дирижабли за $2,5 млн), а экстравагантностью. К июню 2006 года Генплан подготовит следующий пакет предпроектной документации, после чего в правительстве Москвы будут принимать решение, продолжать ли разработку. «У нас тут все довольно скептически относятся к этому проекту, — сказал источник в департаменте транспорта и связи, — поэтому поднимать шум вокруг разработки пока не хотят».