Такой невероятный итог очередного «полнометражного» матча между человеком и машиной наверняка будет иметь далеко идущие последствия. В связи с техническим прогрессом никто не сомневался, что рано или поздно даже сильнейшим шахматистам планеты будет не под силу сражаться с компьютером. Видимо, этот день настал. Ранее Гарри Каспаров и Владимир Крамник с переменным успехом доказывали, что сражаться на равных с мощными компьютерами можно. Июнь 2005 года может стать историческим.
Не исключено, что именно в понедельник, когда Адамс проиграл свою пятую партию в матче, шахматный мир окончательно сдался перед машинами.
Да, Адамс не самый сильный гроссмейстер в мире, но марку держит всегда, давно входит в первую десятку мирового рейтинга. Не зря его зовут «пауком» — настолько цепко и уверенно англичанин ведет свою игру. Но в течение всего матча инициатива была на стороне машины. А безошибочный железный мозг ошибок не прощает. Тем более такой суперсовременный, как Hydra. Разработчики программы из арабских стран сделали чуть ли не невозможное: машина играла, как человек! Но гораздо сильнее и точнее. Даже Каспарову и Крамнику свойственны ошибки. Человек может плохо подготовиться, чувствовать физическую слабость. Отвлекаться, в крайнем случае. Компьютер же, доведенный чуть ли не до совершенства, как оказалось, уже человеком не победим.
Конечно, окончательные выводы делать рано. Ведь в современных шахматах есть те же Ананд, Топалов или Леко, остался Крамник, они имеют все возможности сыграть лучше, нежели Адамс. Однако тенденция налицо. С каждым годом машины будут совершенствоваться, и недалек тот час, когда самые красивые партии будут разыгрываться между компьютерными программами. Ведь успех «Гидры» даст еще больший толчок развитию их производства. Помимо призовых в размере 150 тысяч долларов разработчики сделали себе отличную рекламу. Ведь конкуренты тоже не дремлют — те же «Фритц» или «Дип Блю», который уже побеждал Каспарова.
Hydra, с которой играл Адамс, составлена из 64 компьютеров с общей частотой процессора 3,06 Ггц на базе Intel Neon и была произведена в Абу-Даби. Программа способна анализировать порядка 200 миллионов ходов в секунду и выбрать из них лучший. По этому показателю программе в мире равных нет. Самое же главное достоинство Hydra — хуже она играть не станет. И любому шахматисту, кто теперь отважится на матч с этим монстром, следует иметь в виду, что машина стала еще сильнее по сравнению с июнем 2005 года.
Самое интересное, что Адамс играл вовсе не плохо. Как заявил главный арбитр матча Альберт Васе: «Я никогда не видел, чтобы человек так здорово играл с компьютером.
Но смог лишь раз добиться ничьей. Матч Адамса показал, что шахматный мир вошел в новую фазу. Не думаю, что кто-то из людей когда-нибудь сможет победить компьютер». Британский гроссмейстер Стюарт Конквест, который комментировал этот матч, также отметил: «С каждой партией я все больше и больше удивлялся тому, что вижу. Даже если у Адамса была сильная позиция, оставалось ощущение, что компьютер все равно победит. Так и происходило».
Сам же Адамс также признался, что если бы он так играл с любым живым соперником, то в худшем случае не проиграл бы матч.
Но как бороться с противником, который способен просчитывать позицию на 40 ходов вперед?
Напомним, что в свое время Гарри Каспаров дважды играл с программой «Дип Блю» — в 1996 и 1997 гг. — и в одном случае проиграл.