Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Нет никакой единой русской кухни»

Историк кулинарии — о шашлыке на завтрак и о том, чем питаются москвичи

9 и 10 сентября Москва отпразднует свой 870-й юбилей. В День города на Тверской улице в рамках проекта «Время московской кухни» представят блюда и напитки, неразрывно связанные с историей Москвы. «Газета.Ru» поговорила с писателем, историком кулинарии Павлом Сюткиным о том, что сегодня едят москвичи и почему иностранцы неохотно заимствуют русские блюда.

Кафе и рестораны — только по выходным

— Почему квинтэссенцией московской кухни, по вашему мнению, стала именно выпечка?

— Выпечка — важный элемент столичной кухни. В Средние века большая часть нашей страны находилась в зоне произрастания ржи. Поэтому ржаной хлеб использовался в повседневной пище, а пшеничный — на торжествах.

Но при этом сама выпечка не могла быть такой уж дорогой — это вам не специи, осетры или заморские вина. Цены демократичны: это такой праздник для всех. В более поздние времена выпечка приобретает и еще одну важную черту: она становится перекусом, едой «на вынос».

Москва — город торговый, мастеровой. К нам съезжались множество крестьян, сезонных рабочих, торговцев, которым нужен был «перекус» во время работы. Калачи, сайки, пирожки идеально подходили для этого.

— Какие блюда были привнесены в Москву извне, но накрепко закрепились в столичной кухне?

— Московская кухня — это кухня метрополии. Она впитывала в себя лучшее со всех регионов страны и соседних народов. Достаточно сложно выделить блюдо, которое родилось именно в Москве. Однако в столицу точно завезли валдайские баранки, сибирско-уральские пельмени, европейский салаты с майонезом и даже кавказский шашлык.

Даже в книге известного московского гастронома Герасима Степанова (1837) есть «шишлык». Правда тогда он делался из свинины и подавался к завтраку.

Вспоминаются также сайки с изюмом, историю появления которых упоминал в своих произведениях Владимир Гиляровский. Владелец булочной Филиппов в сайке которого московский губернатор обнаружил таракана, вынужден был съесть ее на глазах начальства. «Это изюминка-с, ваше превосходительство», — ответил он. А вернувшись в пекарню, впопыхах высыпал в тесто решето с изюмом. Так и появились московские сайки с изюмом.

— Некоторое время назад была популярна шутка о том, что самые московские блюда — роллы «Филадельфия» и салат «Цезарь». Как сейчас можно охарактеризовать московскую кухню в блюдах?

— Если оглянуться по сторонам и посмотреть, что сегодня едят москвичи, то можно заметить, что меню в большинстве семей достаточно простое и традиционное. В него входят борщ, рассольник по-ленинградски, котлеты по-киевски, макароны по-флотски, омлет, солянка с сосисками, салат «Оливье» и «Селедка под шубой». Не могу сказать, что эти блюда имеют какую-либо особую национальную окраску.

Нам, может быть, и самим жалко, что исторические сочни, кулагу, жаворонки и калью вытеснили эти кушанья, но давайте не будем лицемерить. Национальная кухня сегодня — это то, что ест большинство населения. Старинную русскую кухню нужно сохранять и поддерживать, но считать, что она должна превратиться в полноценное каждодневное меню современного человека — неразумно.

Действительно, сегодня бытует мнение, что в Москве и всей России в ходу больше всякие гамбургеры, суши и пицца. Обращая внимание на все эти иностранные блюда, люди сильно переоценивают их влияние на жизнь россиян. Даже во времена СССР — с его столовыми на каждом предприятии — доля общественного питания по отношению к домашнему составляла не более 15–20 % (по объему потребления продуктов). Сегодня она явно не превышает этих цифр.

Средняя семья даже в городах-миллионниках ходит в кафе и рестораны не чаще раза в одну-две недели. Все остальное питание — дома или в столовых на работе. Большинство населения России ест каждый день то же, что и 10, и 20, и 40 лет назад — обычную домашнюю пищу, которую можно назвать русской, советской, традиционной.

Конечно, едят суши и пиццу. Так же, как и в начале XIX века ели устрицы, страсбургские пироги (паштеты), пили шампанское. И ничего страшного не произошло из-за этого. Все зависит от времени. Понравится москвичам пицца, они будут есть ее еще 50 лет с большим аппетитом, чем наши пирожки, — так она и войдет в нашу кухню. Как в свое время вошли и пельмени — тоже нерусское блюдо.

Пряники на похороны

— Правда ли, что русская кулинария берет начало в IX веке?

— Давайте внесем ясность относительно сроков. Когда мы слышим, что наша кулинария берет начало в IX веке, это лишь означает, что первые письменные документы, характеризующие нашу историю, относятся к этому веку. Однако это не говорит о том, что наша история, быт, кулинария возникли именно тогда.

Важно понять одну простую вещь: нет никакой единой русской кухни, как нет итальянской или французской. И та и другая — это конгломерат кухонь отдельных регионов, исторических областей. Даже старославянская кухня кардинально отличалась в Владимиро-Суздальских регионах и в Киеве.

— Из чего состояло ежедневное меню среднестатистического русского человека?

— Сказать, что ели наши предки в ранние века, сложно. В отличие от западной Европы или арабского мира, у нас крайне мало источников, на основе которых можно сделать выводы о русской кулинарии.

В целом, наша кухня начинает активно развиваться в XV-XVI века, когда складывается российская нация: возникает общая территория, складывается система хозяйствования и «кристаллизуется» бытовая культура. Тогда же выходит «Домострой» (сборник правил, советов по всем направлениям жизни человека, — «Газета.Ru»), который содержит в себе описание порядка 130 блюд и продуктов. Там и блины с припеком, и квашенная капуста, и соленые грибы, и студень (сегодня — «холодец»).

Эта эпоха также связана с притоком иностранной культуры: прежде всего восточной и татарской. Тогда в страну приходят виноград, сухофрукты, а также обычай жарить пирожки в масле.

В «Домострое» также описывается буженина, тельное, тавранчук, пирожки «карасики» и расстегай. Те же «карасики» остались только в некоторых регионах или же в специализированных ресторанах русской кухни. Это блюдо похоже на закрытые обжаренные в масле пирожки с рыбным фаршем. Тельное — это уникальное русское блюдо: его в своих мемуарах упоминал писатель Павел Алеппский, который в XVII веке посетил Москву со свитой Антиохийского патриарха. Он описал, как русские готовят удивительное кушанье: берут рыбу, бьют ее долго в ступе до состояния «сыра», смешивают со специями, забивают в ступки деревянные в виде лебедей, поросят и жарят в большом количестве масла. Люди, которые пробуют это блюдо, — писал он, — не узнают в нем рыбу и путают с тушеной ягнятиной.

— В ранние периоды развития русской кухни, большинство блюд носили традиционный и даже ритуальный характер. Какие обычаи оказали сильное влияние на кухню?

— Многие истории, связанные с ритуальными блюдами, — это придумки сегодняшнего дня. Говорят, что блины — это символ солнца, кулич — фаллоса, плодородия. На самом деле все эти утверждения являются выдумками XVIII-XIX века. Простой пример — масленица. Блины стали обязательной составляющей праздника только в XVI веке. А в западной Сибири на масленицу делают не блины, а хворост. Так что традиция эта не всеобъемлющая.

Какие-то традиции выдуманы, какие-то просто утеряны. Мы знаем тульский, подольский, городецкий пряники.

Раньше в каждом регионе или губернии выпекали пряник со своим рисунком, размером, историей. При этом сами пряники имели предшественника. Изначально это была медовая коврижка: взбитое тесто с медом. Позже каждая хозяйка делала свой «букет»: добавляла в коврижку определенные пряности, специи и получался пряник.

В те времена они были разные — для свадьбы, прощеного воскресения или прощания на кладбище. Какие-то пряники готовили для детей, другими невеста угощала гостей после свадьбы.

— В Петровские времена дворяне начали выписывать из-за границы иностранных поваров, путешествовать по Европе. Какие блюда тогда появились в русской кухне?

— С нашей кухней как с реставрацией иконы, потерев которую, мастер обнаруживает, что под краской много слоев. Откатываемся мы на 100 лет назад в микояновские времена: огромные приток американской культуры — соки, новые крупы, гамбургеры. Еще на 100 лет, в начало XIX века — русская офранцуженная кухня. Еще назад — Иван Грозный: Казань брал, Астрахань брал. До этого был приток от татаро-монгольских событий. Еще раньше из походов на Византию русские князья привозят не только трофеи и драгоценности, но и новые продукты — гречку, овощи, специи.

В Петровские времена произошел огромный приток иностранцев. До этого мы были гораздо более закрытым обществом.

Во время своего первого визита в Европу Петр Первый нанял тысячу голландских матросов и мастеров. Понятно, что люди вместе с собой привезли и свои обычаи кухню: например, пивную культуру, колбасы, сосиски.

К нам также приходит форшмак. Сегодня люди уверены, что это блюдо еврейской кухни — с селедочкой, яблоком. Однако у форшмака длинная история. Изначально это блюдо немецкой, прусской кухни. Его готовили из мяса: говядины или телятины, которую мелко рубили и добавляли селедку. Получалась мясная запеканка с селедкой. Именно в этом виде он пришел к нам во времена Петра. Блюдо это понравилось: в XVIII-XIX века оно украшало русский обеденный стол, старые книги были полны рецептами форшмака с телятиной и селедкой.

Удивление и любопытство

— Одним из фирменных элементов московской кухни считается калач. Насколько современный калач похож на тот, что пекли в прошлом?

— Изначально возникнув вероятно в Муроме, калач к XVI-XVII векам становится московской кулинарной достопримечательностью. Впрочем, нужно понимать, что разновидностей калачей было немало: московский, муромский, уральский, саратовский и даже ленинградский.

Более или менее подробные их рецепты относятся лишь ко второй половине XIX века. Но с того времени изменились сами продукты — помол муки, сладость и чистота сахара, качество масла.

Если вы хотите приготовить калач по старинному рецепту, я бы ориентировался на технологические пособия 1930-х годов для работников хлебопекарной промышленности.

— Как и в других кухнях, в русской кухне есть заимствованные блюда, например, пельмени, лапша. Какие известные русские блюда позаимствовали у нас зарубежные кухни?

— Русская раннесредневековая кухня вызывала у иностранцев скорее удивление и любопытство, чем желание ее перенять. В XIX веке многое изменилось. Тогда начали резко усиливаться контакты с Европой: в Россию прибыли сотни французских поваров, а множество российских солдат и офицеров своими глазами смогли увидеть, как живут и чем питаются европейцы.

Исконно русские блюда меняются в сторону изящества, легкости, новых вкусов. Много усилий для продвижения русской кухни в Европе приложили такие мастера гастрономии, как Мари-Антуан Карем, Юрбен Дюбуа. Именно с их легкой руки там узнают русский борщ и кулебяку, пожарские котлеты и гурьевскую кашу, бефстроганов, поросенка с хреном и осетрину по-русски. Но дело даже не только в блюдах.

Перенимались привычки и порядки. Так русский закусочный стол, вызывая недоумение своим предназначением поначалу, уже к концу XIX века знаком и любим в Европе. И подача блюд по-русски — service a la russe — завоевала своих поклонников.

Напомню, что русский способ — это когда на столе стоят лишь холодные кушанья и фрукты. Горячие блюда подаются лакеями (позднее -— официантами) «в обнос»: зная меню всего обеда, гость может выбрать еду по вкусу.

— Какие блюда старославянской кухни россияне до сих пор практикуют в приготовлении?

— Если говорить о массовой городской кухне, то это блины, каши, пироги, щи. Другое дело, что сегодня эти блюда имеют мало отношения к старинной традиции: они стали привычной кухней. Конечно, в некоторых семьях и районах страны можно встретить и отголоски кулинарной старины.

Пару лет назад мы проехали по побережью Белого моря, где в поморских поселках до сил пор живы рыбники, шаньги, кулебяки, пряники-козули. Причем делаются они там из поколения в поколение.

— Блюда русской кухни подразделяют на несколько видов: первые, вторые блюда и десерты. Почему произошло именно такое разделение?

— Порядок подачи блюд менялся из века в век. Скажем, во времена Ивана Грозного он выглядел так: закуска под водку (капуста, грибы, икра, балык, паровая или жареная рыба), затем уха (она была не только рыбная, но и «курячья»), а к ней белорыбица, лососина и стерлядь. Потом наступало время тельного и пирогов, а также «россольных» блюд. И только потом пироги, печенья, хворост, пышки и т.п.

В XIX веке порядок изменился. Стартовали с закусок под водку, супов, холодных блюд (ветчина, буженина, гусь под капустой), затем переходили к блюдам под соусами (утка под рыжиками, печенка, баранина под красным вином, пельмени под сметаной). Следующая подача — жаркое (птица, осетрина, бараний бок). И в конце трапезы — пирожное, кисели, бисквиты.

В первом издании «Книги о вкусной и здоровой пище» (1939 год) салаты — это лишь принадлежность к горячим блюдам. И только после войны они переходят в начало обеда.

— Когда на Руси получили распространение алкогольные напитки?

— Старейшие и самые традиционные алкогольные напитки на Руси — это пиво и меды. Если с первым более или менее понятно, то меды требуют комментария. Брался жидкий мед, разводился отжатым ягодным соком, все это заливалось в бочонок и оставлялось кваситься на протяжении многих месяцев и лет.

Бывало, что отец родившегося ребенка закапывал такую бочку в огороде и откапывал только когда выдавал дочку замуж. Крепость подобного напитка составляла 8-12 градусов. Позднее технологию упростили и удешевили, добавляя закваску. В результате мед был готов через пару месяцев.

Примерно с XV-XVI века к нам приходит технология дистиллятов. Собственно, таким образом готовились алкогольные напитки во множестве стран: в Шотландии — виски, в Италии — граппа, на Балканах — ракия. Разница была только в сырье, которым у нас стала рожь. Именно эти дистилляты — позднее получившие название полугар — и стали нашим национальным напитком. Словом же «водка» в то время именовались разнообразные настойки этого полугара на фруктах, ягодах.

Отдельная тема — это фруктовые «бродильные» напитки. Они у нас именовались «шиповки», поскольку по своим свойствам были близки к шампанскому. Готовили их проще некуда — бросали в ягодный, фруктовый сок чуть закваски, изюм и крепко закупоривали бутылку.

Продукты как маркер статуса

— Какие блюда закрепились в нашей кухне в советские времена?

— Советская кухня — это русская кухня в эпоху промышленного развития. Излишняя «идеологизация» вычеркнула из нашего меню множество «чуждых», аристократических блюд. Однако забвение традиционной национальной кухни наблюдалось в XX веке не только у нас, но и в Европе.

Вместе с тем, советский период подарил нам немало кулинарных изобретений. Это, конечно, салат «Столичный» (реинкарнация салата Оливье, изобретенного в 1860-х гг), рассольник по-ленинградски (опять же упрощенная версия старого блюда), салаты из печени трески, «Мимоза» и селедка под шубой, мясо «по-французски» (о возможности запекания майонеза во Франции и не догадывались), торты «Птичье молоко», «Киевский», «Полет» и др.

Что же касается советских достижений в сфере напитков, то это несомненно «Советское шампанское» (массовое и дешевое), шипучие безалкогольные «Байкал», «Тархун» и «Буратино».

— До 1917 года существовали кухни крестьянская и купеческая, кухня изящных питерских ресторанов и московских трактиров. Как советский строй повлиял на разнообразие блюд и стала ли кухня более универсальной?

— Никакой единой советской кулинарии не было. Официальная пропаганда стремилась к этому «абсолюту», однако на деле все же сохранялись кухни различных социальных групп.

Прослеживалась социальная дифференциация: питание фабричных рабочих отличалось от стола людей свободных профессий. Кухня для обеспеченной публики формировалась за счет людей, причастных к распределению продуктов или ресурсов: начиная от заведующего продмагом и заканчивая министром.

Возвратившиеся домой дипломаты пестовали грустную пародию на европейские деликатесы из подручных продуктов, творческая интеллигенция исподволь тянулась к «купеческим традициям», мелкая номенклатура уважала искаженное и извращенное понимание «высокой» ресторанной моды.

Продукты, гастрономия была тем самым «маячком», безошибочно позволяющим определить социальный статус собеседника. Гениальная сцена из романа Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» списана ведь совсем не с гитлеровской действительности 1945 года. Когда Штирлиц оказывается случайно в одном купе с генералом вермахта: «У вас нет коньяка». — «У меня есть коньяк». — «Значит, у вас нет салями». — «У меня есть салями». — «Значит, мы с вами едим из одной кормушки».

Новости и материалы
В театре Маяковского отменили спектакль с Немоляевой
Американка отказалась играть с россиянкой спустя 18 минут после начала матча
Пользователи жалуются на сильно желтые экраны новых iPad Pro
Уехавший из России Бурковский появился на Каннском кинофестивале
Samsung придумала, как решить одну из главных проблем складных смартфонов
Власти Одессы сообщили о взрыве
Слишкович признался, что не до конца доволен своей работой в «Спартаке»
Все силовые структуры Ирана занялись поисками вертолета президента страны Раиси
В Instagram президента Ирана появился пост с просьбой помолиться за него
Появилось видео ударов ВС РФ по скоплению техники и живой силы ВСУ под Авдеевкой
Apple защитила миллиарды долларов пользователей своей техники от мошенников
Жена Носкова ответила на слухи об ухудшении здоровья артиста
В Белгороде произошли два взрыва
Tehran Times опровергло свою новость о созыве ВСНБ Хаменеи
Светлану Немоляеву экстренно госпитализировали в Москве
В Армении объяснили запрет на въезд в село Киранц на границе с Азербайджаном
Одна из поисковых бригад достигла места крушения вертолета президента Ирана
«Балтика» проиграла «Ростову» и осталась в зоне вылета из РПЛ
Все новости