Патентованные мигранты

С 1 января изменились правила выдачи разрешения на работу для безвизовых иностранцев

Геннадий Золотухин 01.01.2015, 18:34
Граждане иностранных государств стоят в очереди в центральное отделение УФМС РФ по Москве Максим Блинов/РИА «Новости»
Граждане иностранных государств стоят в очереди в центральное отделение УФМС РФ по Москве

С 1 января 2015 года в России изменился порядок привлечения иностранной рабочей силы. Мигранты из безвизовых стран больше не подпадают под действие квот для иностранцев. В то же время эксперты высказывают опасения, что новый механизм оформления патента на работу не будет востребован из-за высоких затрат на его получение.

В России с 1 января 2015 года вступили в силу поправки к федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». По новым правилам иностранцы, имеющие право безвизового въезда в Россию, могут приезжать на заработки, не опасаясь, что им откажут в разрешении на работу из-за превышения квот. Теперь вместо получения разрешения им нужно в месячный срок оформить патент на осуществление трудовой деятельности.

Как пояснили «Газете.Ru» в Едином миграционном центре Московской области, изменения касаются трудовых мигрантов из стран СНГ, кроме Белоруссии, Казахстана и Туркмении. С первыми двумя Россия входит в Таможенный союз, и их гражданам не требуются специальные документы для работы в РФ, а с Туркменией действует визовый режим. Также новыми правилами могут воспользоваться приезжие из Абхазии и Южной Осетии. По информации руководителя Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского, в конце 2014 года в стране находилось более 11 млн иностранцев, 82% из них — граждане СНГ.

Заместитель Ромодановского Анатолий Фоменко уточнял, что более 4,3 млн мигрантов пребывало на территории России незаконно.

Патентная система получения разрешения на работу в России существует с 2010 года. Однако до 1 января 2015 года патент давал право на работу только у физических лиц, не связанную с предпринимательской деятельностью. То есть официально работать по этому документу могли персональные повара, водители, няни, домработницы и т.д., то есть личная прислуга. В то же время, по словам столичного мэра Сергея Собянина, в Москве в 2014 году патент оформило около 700 тыс. человек. Учитывая, что патент дает право на работу только в регионе, где он получен, можно предположить, что большинство этих людей работали все-таки с нарушениями: такое количество домашних работников в Москве представляется маловероятным.

Необычайная популярность патента была вызвана двумя обстоятельствами. Во-первых, это относительная легкость его получения.

Чтобы оформить патент, приезжему нужно было прийти с паспортом и миграционной картой в отделение ФМС, пройти там дактилоскопию и написать заявление. При этом ежемесячный авансовый платеж был единым по всей стране и в 2014 году составлял 1216 руб.

Во-вторых, работать нелегально стало довольно рискованно: власти планомерно совершенствуют законодательную базу и правоприменительную практику в части борьбы с незаконной миграцией. В конце 2013 года был принят закон, поставивший заслон распространенной практике, когда гастарбайтер нелегально работал в течение разрешенных для нахождения в России трех месяцев, затем уезжал домой и на следующий день возвращался. По новым правилам въехать обратно он теперь может лишь спустя 90 дней. С начала 2013 года ввели правило, по которому нарушители миграционного режима в течение трех лет не имеют права приезжать в Россию. В декабре прошлого года Совет Федерации одобрил законопроект, позволяющий ограничивать въезд уже на десять лет.

По информации ФМС, всего за период действия нормы въезд в Россию запретили более чем 1 млн человек.

Идея распространить действие патента на всех трудящихся мигрантов прозвучала в 2013 году в послании президента Федеральному собранию. «Мы не можем порвать наши особые связи с бывшими республиками Советского Союза, но и порядок нужно наводить. В этой связи следует изменить действующую патентную систему. Сейчас иностранный работник должен приобретать патент, если он работает у физического лица. Предлагаю, чтобы юридические лица и индивидуальные предприниматели также имели возможность нанимать иностранного работника на основе патента», — заявил тогда Владимир Путин.

Однако воплощение идеи вызвало споры. Сделав новый патент всеобщим, его лишили главных достоинств — простоты оформления и дешевизны.

Теперь, чтобы легально работать в России, приезжий должен при заполнении миграционной карты указать цель приезда «Работа» (если будет написано что-то другое, остальные действия становятся бессмысленными: патент уже не дадут), встать на миграционный учет в ФМС, пройти медицинское освидетельствование у четырех врачей (на предмет отсутствия ВИЧ-инфекций, наркомании, туберкулеза и кожных заболеваний), купить полис добровольного медицинского страхования (или заключить договор с медицинской организацией), получить ИНН (стоит отметить, что, возможно, ИНН будет предоставлять ФМС при постановке на учет), сдать комплексный экзамен на знание русского языка, истории и законов России, заплатить ежемесячный авансовый платеж. Только после прохождения всех этих процедур приезжему оформят патент.

Самое интересное, что все это он должен успеть сделать в течение месяца со дня въезда, иначе ФМС патент не выдаст.

Собеседник «Газеты.Ru» из подведомственного правительству Москвы учреждения, ссылаясь на прошлогодние данные миграционной службы, предполагает, что начиная с 12 января за оформлением патента будут обращаться от 800 до 1000 приезжих ежедневно. Пик обращений, по мнению служащего, придется на март, тогда будет поступать от 3000 до 4000 заявлений каждый день.

Избежать очередей и ускорить оформление иностранцев позволило бы объединение под одной крышей представительств всех учреждений, участвующих в процессе легализации иностранного гражданина. Однако Многофункциональный миграционный центр вблизи деревни Сахарово в Новой Москве в полную силу заработает только во второй половине года.

Немаловажно, что некоторые услуги для мигрантов вовсе не бесплатны. Медицинское освидетельствование обойдется примерно в 2500 руб., полис ДМС стоит 5000 руб., за комплексный экзамен нужно заплатить 500 руб., ежемесячный авансовый платеж для трудящегося мигранта в Москве на этот год составляет 4000 руб.

Таким образом, минимальная сумма, которую приезжий должен в течение месяца заплатить за право работать в Москве, составляет порядка 12 000 руб.

По мнению председателя общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромата Шарипова, по факту мигрантам придется платить около 32 000 руб. «Все останется по-старому, криминальные структуры совместно с коррумпированными правоохранителями будут покрывать нелегальную миграцию, и 95% приезжих будут, как и сейчас, работать вообще без документов», — полагает Шарипов.

В то же время заместитель руководителя департамента ФМС по организации работы с иностранными гражданами — начальник управления по организации разрешительно-визовой работы Дмитрий Демиденко считает иначе: «Да, действительно, если мы говорим о крупных субъектах, включая Москву, Московскую область, определенные затраты, которые должен мигрант понести на начальном этапе, достаточно значительны. Это не одна тысяча рублей. Но тем не менее, если работодатель заинтересован в этих людях, мы больше чем уверены, что работодатель первоначальные затраты возьмет на себя».