Кого слушает президент

Украинский штурмовик в пяти километрах от «Боинга»

Минобороны: перед катастрофой недалеко от Boeing 777 был замечен украинский боевой самолет

Елизавета Антонова, Ксения Баранова 21.07.2014, 20:58
Обломки лайнера Boeing 777 Малайзийских авиалиний Reuters
Обломки лайнера Boeing 777 Малайзийских авиалиний

Незадолго до катастрофы в пяти километрах от рухнувшего Boeing 777 был замечен украинский боевой самолет, утверждают в Минобороны России. Кроме того, в Генштабе ВС говорят о том, что лайнер отклонился от предполагаемого маршрута на 14 км и примерно за три минуты до падения начал терять скорость. Тем временем представители ДНР передали «черные ящики» Boeing 777 малайзийским экспертам.

Министерство обороны РФ в понедельник представило свою версию причины крушения малайзийского Boeing 777, согласно которой, незадолго до трагедии в трех-пяти километрах от пассажирского лайнера находился украинский боевой самолет. «Было зафиксировано нахождение трех гражданских воздушных судов, в том числе и самолета Boeing 777 «Малайзийских авиалиний». В это же время был зафиксирован набор высоты самолетом украинских ВВС, предположительно Су-25, на удалении от 3 до 5 км от Boeing 777», — заявил начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов на брифинге в эфире канала «Россия 24».

По словам офицера, штурмовик может кратковременно летать на высоте до 10 тыс. метров. В состав его штатного вооружения входят ракеты класса «воздух-воздух», способные захватывать и поражать цели на удалении до 12 км, а гарантированно — на дальности до 5 км.

Кроме того, Картапалов заявил, что в момент разрушения Boeing, в 17.21, в той же точке наблюдался еще один летательный аппарат, предположительно, боевой самолет. Он в течение четырех минут наблюдался радиолокационными постами Усть-Донецка и Бутурино с территории России.

Ведомство сочло необходимым представить имеющиеся в распоряжении Генштаба ВС России данные объективного контроля в связи с большим количеством противоречивой информации, объяснил Картаполов.

Кроме того, по данным Минобороны, пролетев над Донецком, Boeing 777 отклонился от предполагаемого маршрута на 14 км и примерно в 17.20 начал терять скорость, а уже в 17.23 пропал с радаров. «До Донецка самолет следовал в установленном коридоре, а далее он отклонился от своего маршрута на север. При этом максимальное удаление от левой границы коридора составило 14 км. В дальнейшем наблюдается маневр по возврату Boeing в пределы установленного воздушного коридора. Закончить начатый маневр малайзийский экипаж не успел, — сказал представитель Генштаба ВС. — По нашим данным, в день крушения малайзийского Boeing группировка противовоздушной обороны ВС Украины вблизи Донецка насчитывала три-четыре зенитно-ракетных дивизиона комплексов «Бук-М1». Эти комплексы способны поражать цели на дальности 35 км и на высоте до 22 км».

Картаполов отметил, что причиной выхода Boeing за границы трассы могла быть навигационная ошибка экипажа или выполнение команд украинского диспетчера, однако узнать причину катастрофы можно будет только после расшифровки данных «черных ящиков» и переговоров диспетчерских служб. Он же заявил, что Россия не передавала ополченцам на Украине ЗРК «Бук», «так же как и другие виды вооружения и военной техники».

«Все предельно просто: если вы имеете радары, на которых фиксируются отметки всех целей, то сами по себе радары позволяют с определенной степенью достоверности и вероятности идентифицировать то, что там засветилось, — отмечает глава аналитической службы и исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев . — То есть по ряду характерных признаков отметки разных самолетов можно хорошо различить даже на большом расстоянии. Если вы фиксируете все, что есть на экране, то засечь Су-25 рядом с самолетом возможно».

По словам эксперта, обычно при отклонении от курса, если речь идет об отклонении полета за пределами коридора «и это не плюс-минус километр-два, а полтора десятка километров», диспетчеры должны спросить у пилотов, что происходит. Экипаж воздушного судна в свою очередь тоже должен сообщить диспетчеру, что им по такой-то причине нужно отклониться от курса вправо-влево, например облететь грозовой фронт. Затем диспетчер либо запрещает, либо разрешает это сделать — решающее слово остается за ним.

«В конце концов, если поблизости с лайнером находится какое-то воздушное судно, то срабатывает TCAS (система предупреждения столкновения в воздухе) и рекомендует изменить параметры полета, — продолжает Пантелеев. — Как правило, система рекомендует изменить курс, подняться-спуститься, отклониться влево-вправо. В таком случае экипаж сообщает об этой рекомендации диспетчерам, и все это фиксируется на земле, не только на борту».

При этом оснований для того, чтобы отклониться от маршрута на 14 км, может быть множество, считает эксперт.

«Если произошли технические отказы, — говорит он, — в навигационном оборудовании, например, пока не стоит как-то однозначно трактовать отклонение от курса. Что касается потери скорости, то пока в сообщении Минобороны не уточняется, какая это скорость – горизонтальная или вертикальная относительно потока. Не имея детальной расшифровки всего, трактовать потерю скорости тоже нельзя».

Напомним, в пятницу источник Reuters в авиакомпании Malaysia Airlines сообщил, что Boeing 777 летел ниже плана полета по требованию украинских диспетчеров. План полета предусматривал высоту более чем 10,66 км, но пилоты снизились по требованию диспетчеров до 10,05 км. Однако официальных комментариев по поводу этого сообщения пока не поступало.

17 июля на территории Украины был сбит пассажирский Boeing 777. На борту было 298 человек — все они погибли. Рейс «Малайзийских авиалиний» следовал по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур. Киев и большинство западных лидеров уверены, что трагедии не случилось бы, если бы не российская поддержка ополченцев.

Представители ДНР в ночь на среду передали «черные ящики» Boeing 777 экспертам из Малайзии.

Также достигнута договоренность о допуске к анализу содержания самописцев специалистов Международной организации гражданской авиации (ICAO). Малайзийские эксперты заявили, что «черные ящики» находятся в хорошем состоянии, и теперь главной задачей является их корректная расшифровка.