SPACE в городе

Третий Московский урбанистический форум завершается в столице

Ирина Резник 07.12.2013, 12:56
Михаил Почуев/ИТАР-ТАСС

Как сделать жизнь в мегаполисе удобной и комфортной? Найти ответы на эти вопросы попытались участники завершающегося в столице 3-го Московского урбанистического форума. Поделиться опытом на него приехали более 3,5 тыс. делегатов из 35 стран мира.

В столице в субботу завершается 3-й Московский урбанистический форум — международная конференция в области градостроительства и урбанистики. Ключевая тема нынешнего форума — «Мегаполисы: развитие за пределами центра». Обсудить перспективы развития периферийных районов крупных городов собрались более 3,5 тыс. делегатов из 35 стран. Хотя масштабы проблем везде различны, их набор одинаков для всех мегаполисов мира — перенаселение, влияние массовой застройки на природный ландшафт, плохая экология, транспортная перегруженность и т.д.

Выступая на открытии форума в четверг, мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что проблемы Сан-Паулу, Токио и Лондона очень близки Москве.

О схожести проблем, с которыми сталкиваются Лондон и Москва, в своем видеообращении к участникам форума заявил и мэр Лондона Борис Джонсон. «Мы наблюдаем взрывной рост новых хабов на периферии и в пригородах Лондона, интенсивный рост населения, при этом страдает окружающая среда, — рассказал Джонсон. — Эти проблемы являются обратной стороной успешного развития. В Москве происходят аналогичные процессы». А по словам заместителя мэра Лондона по городскому планированию Эдварда Листера, «города могут быстро разрушаться, если они неправильно управляются».

Наиболее успешным в настоящее время признан опыт реорганизации пригородов японской столицы. Как рассказал бывший вице-губернатор правительства метрополии Токио профессор Университета Мейджи Ясуши Аояма, этот опыт основан на транзитно ориентированном принципе, согласно которому деловые, административные и другие учреждения концентрируются вблизи основных железнодорожных станций, а пустующие земли отводятся под дороги, объекты общественного назначения и парки отдыха. Проекты развития социально-бытовой инфраструктуры привязываются к станциям пригородного сообщения.

Ключевую роль в реализации этих проектов играют местные муниципалитеты, а токийское столичное правительство лишь курирует разработку планов и осуществляет техническое руководство.

На форуме были представлены итоги специально подготовленного исследования столичных окраин «Археология периферии», в основу которого был положен принцип SPACE — изучение проблем и потенциала городов по пяти базовым направлениям: S — sociology/общество, P — politics/управление, A — architecture/пространство, С — culture/культура, E — economics/экономика.

Результаты, касающиеся состояния периферийных районов глобальных мегаполисов и финансовых центров — Лондона, Парижа, Лос-Анджелеса, Мехико, Сан-Пауло, Токио и др., — представил главный редактор издательской программы Strelka Press Джастин Макгирк. По его словам, к 2030 году около 2 млрд человек будет жить в трущобах на окраинах городов и существует угроза перехода от хорошо спланированных городов к стихийным массовым застройкам. «Нужно искать источники роста на периферии, избегать поляризации общества по имущественному признаку», — отметил эксперт.

Руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом», директор образовательной программы института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Юрий Григорян рассказал об итогах московской части исследования, посвященной территории между МКАД и Третьим транспортным кольцом. Именно здесь живут 90% москвичей, и в то же время около 70% рабочих мест расположены внутри ТТК, а половина из них — внутри Садового кольца.

При этом, как отмечается в исследовании, жители окраинных районов не так сильно нуждаются в центре города, как принято думать.

Большинство предпочитает проводить свободное время вблизи от дома (в своем районе — 46%, в центре — только 14%), а около 3/4 жителей агломерации каждое утро остаются дома либо в непосредственной близости от места своего проживания. Анализ дневных перемещений москвичей показал: только чуть более 15% перемещений в агломерации завязано непосредственно на центр города как место окончания маршрута — все остальные едут из одного периферийного района в другой. При этом транспортная система города устроена таким образом, что почти половина всех поездок в сторону центра является лишней — это так называемые перепробеги, ситуации, когда из одного окраинного района в другой можно добраться только через центр. Однако когда речь идет о посещении театров, кино, парков, то есть о культурных потребностях, 46% жителей все-таки предпочитают отправляться в центр, просто делают они это не так часто.

Григорян перечислил основные пять вызовов для Москвы: угроза стихийного развития, утрата контроля над земельным ресурсом, транспортная запертость некоторых районов, угроза деградации среды и падение качества жизни как средства экономических дисбалансов, угроза утраты московской идентичности.

В то же время соседствующие со спальными районами промышленные территории таят в себе огромный потенциал: на них можно разместить точки притяжения в виде рабочих мест, учреждений культуры и науки. «Москва — уникальный город, в нем сохранилось культурное наследие советских времен, большое количество зон общественного пользования, которые можно и нужно использовать более активно, — отметил эксперт. — Необходимо пересмотреть концепцию спальных микрорайонов Москвы, развивать периферию города так, чтобы наполнить ее жизнью, избавиться от чувства периферийности и найти потенциал для роста».

Как обещают столичные власти, в 2015 году Москва получит новый генеральный план застройки города, в котором будет отражен переход от моноцентрической модели к полицентрической. «Москва переходит от центростремительного к полицентричному развитию, — заявил Собянин. —

Мы отказались от строительных проектов на 25 млн кв. м, при этом сохранив динамику развития, и направили инвестиции на периферию и развитие промышленных зон. А также на обеспечение связанности периферии с центром... Необходимо, чтобы окраины были не менее комфортными для жизни».

Впрочем, с точки зрения авторов исследования «Археология периферии», «основные вызовы лежат не только в области улучшения качества среды, но и в выборе базовой экономической и социальной модели ее развития». «Преодоление пороков экономики, опирающейся на жилищную ренту, требует увеличения социальной и культурной продуктивности городской среды, поддерживающей рост человеческого капитала», — констатируется в исследовании.

Примерам решения сложных задач девелоперской отрасли была посвящена сессия «Разработка и реализация стратегии жилищной политики». Проблема дефицита доступного по цене жилья остается наиболее актуальной для Москвы.

Но доступное жилье — это не просто дешевая застройка, это жилье с невысокой стоимостью эксплуатации, считают немецкие эксперты.

«Во Франкфурте существует уникальная программа поддержки строительства доступного жилья, благодаря которой арендная плата в таких домах составляет €5 за 1 кв. м, — поделился опытом Германии управляющий делами фирмы «АБГ Франкфурт Холдинг» по вопросам жилищного строительства Франк Юнкер. — Благодаря готовым решениям жилье может быстро ремонтироваться, быть энергоэффективным. Еврокомиссия посмотрела на наш опыт и поручила разработать аналогичную программу для всего Евросоюза».

О головной боли правительств многих мегаполисов — проблемах охраны окружающей среды — участники форума говорили на сессии «Экология мегаполиса: переход к комплексным стратегиям». Вице-мэр Хельсинки по вопросам экологии Пекка Саури поделилась опытом внедрения в финской столице системы центрального охлаждения — бюджетной альтернативы кондиционерам и вентиляторам, потребляющим много электричества. Глава делегации из Сингапура, председатель организации «Города, удобные для жилья» Лю Тай Кер рассказал о подробностях проекта, цель которого — перевести практически весь жилой фонд в городе-государстве в разряд экологичной застройки: установить солнечные батареи, датчики включения-выключения света, внедрить системы сбора дождевой воды и утилизации мусора.

Развитию технологий «умного города» была посвящена сессия «Smart Megacities: технологии, данные и социальная коммуникация». Изобретательным преобразованием городской среды и разумным использованием общественных пространств особенно славится Испания. Как рассказал генеральный директор Агентства по развитию градостроительства и инфраструктуры Барселоны Barcelona Regional Вилли Мюллер, в Мадриде вместо 12-километровой автострады разбили парк, в Валенсии парком стало бывшее русло реки, в Севилье площадь дала новую жизнь старому району.

В ходе сессии «Модели градостроительного развития современных агломераций» заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал, по какому пути развития намерена пойти Москва. По его словам, темпы строительства в столичном регионе значительно опережают темпы развития транспортной системы, и, чтобы устранить существующие диспропорции, было принято решение о создании новых центров притяжения на периферии. В качестве примера Хуснуллин привел территорию Новой Москвы, присоединение которой дало городу около 2 млн кв. м недвижимости, десятки тысяч новых рабочих мест и, как следствие, перемещение потока инвестиций на новую территорию.

В перспективе правительство Москвы рассчитывает, что в Новой Москве будет создан 1 млн рабочих мест и будет образован город с населением 1,5 млн человек.

Среди перспективных точек роста в черте Старой Москвы заместитель мэра назвал нерационально используемые промзоны, большой фонд ветхого жилья, а также акваторию Москвы-реки, которая обустроена только на 30%. Рецептов преображения города множество, но самое важное — сделать мастер-план его развития, который учитывает все точки развития, считает и заместитель мэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина.

Правительство Москвы подготовило к форуму специальную экспозицию наиболее актуальных практик развития периферийных районов российской столицы. В частности, департамент транспорта представил шесть проектов по оптимизации парковочного пространства, развитию общественного транспорта и такси, велосипедной и пешеходной инфраструктуры, созданию единой системы транспортной навигации, грузовой логистике, а также по совершенствованию московского авиационного узла.

Департамент природопользования рассказал о благоустройстве территорий столичных парков и мест отдыха: Бирюлевского дендропарка, Битцевского леса, Бутовского лесопарка, ландшафтных заказников «Теплый стан» и «Тропаревский», национального парка «Лосиный остров».

Департамент культуры представил три концептуальных проекта развития культурной сферы на периферии города. Помимо получивших известность практик редевелопмента концертного зала ЗИЛ и автозавода «Москвич» департамент занимается также расширением сети библиотек, культурных парков, выставочных залов за пределами центра города.

Кроме того, в Манеже представлены 84 лучших проекта-концепции, отобранные в рамках проекта «Чего хочет Москва», который с июля 2013 года проводил институт «Стрелка». Эти экспозиции, а также работы известного фотографа Юрия Пальмина и посвященная исследованию «Архитектура периферии» выставка будут доступны всем желающим 7 декабря, в третий фестивальный день форума.