Чиновники откатали детские площадки

Два зампрефекта задержаны за взятку в 5 млн рублей за контракт на обустройство детских площадок на территории ЮАО

Варвара Петренко (none), (none)
(none)
(none)
 

В Москве на откатах за госзаказы «погорели» очередные высокопоставленные чиновники: сразу два зампрефекта претендовали на взятку в 5 млн рублей за контракт на обустройство детских площадок на территории ЮАО. В тендерном комитете столицы в качестве профилактического средства от коррупции начали использовать детектор лжи. Эксперт предлагает распространить эту практику и на чиновников префектуры, а также изменить саму «крайне непрозрачную» систему распределения госзаказа.

Два зампрефекта ЮАО задержаны по подозрению в мошенничестве. Компанию чиновникам составил гендиректор ГК «Здоровая нация». «Сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России задержаны заместители префекта ЮАО Москвы Наталья Баташова и Владимир Гилев, а также генеральный директор ООО «Группа компаний «Здоровая нация» Максим Громов, которые подозреваются в мошенничестве», — говорится в сообщении на сайте МВД России.

По данным следствия, подозреваемые потребовали незаконное денежное вознаграждение в размере 5 млн рублей от директора одной из коммерческих организаций, заключившего контракт на обустройство детских спортивных площадок на территории Южного административного округа. Чиновники и коммерсант задержаны с поличным в ходе «оперативного эксперимента». Собранные материалы переданы в Следственный департамент МВД России, где по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество).

В мэрии утверждают, что задержание чиновников говорит о системном характере борьбы с коррупцией в Москве. «Задержание сотрудников префектуры ЮАО является свидетельством того, что борьба с коррупцией в органах исполнительной власти Москвы носит системный характер и будет продолжена совместно с правоохранительными органами города», — заявила журналистам пресс-секретарь мэра и правительства столицы Гульнара Пенькова.

Между тем Баташова была принята на работу в качестве заместителя префекта всего неделю назад, Гилев занимает свою должность в течение года.

Подобные новости появляются регулярно и уже никого не удивляют. А тот факт, что проводимые на размещение госзаказа конкурсы превратились в отработанный механизм получения откатов за обеспечение победы в этих конкурсах, считается само собой разумеющейся вещью. В том же ЮАО 22 января был задержан, а затем и арестован первый зампрефекта округа Олег Малинин, вымогавший, по данным следствия, 2 млн руб. у бизнесмена за обеспечение победы в тендерах по благоустройству города. В отношении него расследуется уголовное дело по ст. 30 и ст. 159 (покушение на мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере).

Дело в том, что призванный обеспечить прозрачность и объективность размещения госзаказа законодательный механизм на самом деле оставляет множество лазеек, позволяющих допускать до конкурсов «свои» компании и исключать из процесса «чужие». А также формулировать конкурсную документацию таким образом, чтобы иметь возможность выбрать нужного подрядчика. При этом формально придраться не к чему: конкурсы проводятся без нарушения закона, документация составлена верно. И устоять перед таким соблазном распределяющим госзаказы чиновникам очень трудно.

В Москве торги осуществляются на двух уровнях. Первый уровень — это размещение заказов на сумму свыше 20 млн рублей, и организацией заказа занимается тендерный комитет. Второй уровень — размещение заказов на сумму меньше 20 млн рублей, организацией которого занимаются непосредственно государственные заказчики (префектуры, управы, департаменты мэрии и подведомственные им учреждения). На втором уровне за прошедший год были размещены заказы по 66,9 тыс. лотам на сумму более 240 млрд рублей (35% от общегородского объема).

Между тем, как утверждают в столичном департаменте по конкурентной политике (тендерном комитете), на первом уровне торгов удалось минимизировать коррупционные проявления. И сделано это было с помощью детектора лжи.

Столичные власти взяли на вооружение полиграф на фоне острой критики системы госзакупок. По словам руководителя тендерного комитета Геннадия Дегтева, итоги тестирования членов комиссий и ответственных за размещение заказов специалистов, а также принятые меры по их ротации уже привели к снижению количества находящихся «в зоне риска» специалистов с 50% до 10—15%. В прошлом году тестирование прошли 578 членов комиссий и специалистов, а всего с 2010 было проверено на полиграфе 847 человек. В итоге 39% специалистов по торгам были выведены из составов комиссий.

Как рассказал Дегтев «Газете.Ru», процедура проверки на полиграфе является добровольной и отказ чиновника от нее никаких юридических последствий не имеет, однако такой отказ может быть расценен как желание чиновника скрыть какую-либо негативную информацию. Но, поскольку реестр госслужащих, участвующих в размещении государственных и муниципальных заказов, постоянно пересматривается, «есть вероятность, что такой чиновник будет при очередной проверке исключен из него», пояснил Дегтев.

Что касается не прошедших испытания на полиграфе сотрудников, то решение о их судьбе принимается на основании представленного отчета о проверке. Сотрудник может быть переведен в другой отдел, уволен, а может быть возбуждено и уголовное дело, рассказал Дегтев.

По его словам, тестированием на детекторе лжи в тендерном комитете занимается один постоянный сотрудник, а также ряд привлеченных на конкурсной основе независимых специалистов-полиграфологов.

Как рассказали в пресс-службе департамента, с начала работы в 2010 году полиграфолога в тендерном комитете и рядовые сотрудники комиссий, и особенно их председатели под разными предлогами пытались уклониться от тестирования. Однако, согласно постановлению правительства Москвы № 244 от 29 мая 2012 года о порядке и сроках формирования Реестра госслужащих, участвующих в размещении государственных и муниципальных заказов, лица, включенные в реестр, должны проходить процедуру опроса с применением полиграфа. Тестированию чиновники подвергаются на самом последнем этапе — после профессиональной подготовки и сдачи специального экзамена.

При этом в первое время более половины испытуемых показывали «проблемные» результаты. Это заключается в «системных устойчивых реакциях» при ответах на вопросы типа «Получали вы когда-либо крупное незаслуженное вознаграждение?» или «Вы использовали когда-либо служебное положение в целях личного обогащения?». А также при ответах на вопросы, связанные непосредственно с нарушениями в ходе проведения торгов. Сейчас доля «проваливающих» тестирование чиновников гораздо ниже.

По мнению лидера «Яблока» Сергея Митрохина, подобные тестирования можно было бы распространить и на префектуры с управами, однако этого будет явно недостаточно.

«Сама процедура проведения тендеров и распределения подрядов на благоустройство должна быть принципиально другой», — считает политик. По его словам, конкурсы следует сделать прозрачными, для чего в комиссии должны входить не только работники префектур и управ, а и независимые специалисты. Например, представители разных политических партий, муниципальные депутаты (также обязательно от разных партий), жители — выборные от домов, кварталов или микрорайонов.

Митрохин так описывает схему, по которым в Москве размещаются выделенные на благоустройство средств: «Первое — завысить начальную цену аукциона. Второе — составить запутанную и противоречивую аукционную документацию — так, чтобы независимые поставщики сразу поняли: поучаствовать не выйдет. Третье — если неприкормленные компании всё-таки подадут заявку, отклонить её по формальным причинам с помощью пункта два («своих» поставщиков это не коснется, они могут подать любую заявку, смотреть заявку вправе только аукционная комиссия). И четвертое — подмахнуть, не читая, акты об исполнении госконтракта». «Префектура — это вообще абсолютно бесконтрольный орган, — считает он. — И в условиях непрозрачности и огромных финансовых возможностей на этом уровне просто неизбежны коррупционные проявления. Я даже удивлен, что на откатах попадается сравнительно мало чиновников. Уверен, что их гораздо больше».

Материалы по теме: (блок ТАКЖЕ ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО)
Заголовок
текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст
Заголовок
текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст
Заголовок
текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст текст еткст
18+
© ЗАО «Газета.Ру» (1999-2016) - Главные новости дня
Учредитель: ЗАО «Газета.Ру»
Адрес учредителя: 125080, Россия, Москва, ул.Врубеля, д.4
Адрес редакции и издателя: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д.9, стр.1Б
Телефон редакции: +7 (495) 980-80-28 | Факс: +7 (495) 980-90-73
Главный редактор: Светлана Бабаева
Дизайн макет: Анатолий Терехов

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54448 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17.06.2013 г.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Информация об ограничениях

Партнер Рамблера