Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«В армии этому учат за пару месяцев»

Исполнители взрыва «Невского экспресса» разбирались во взрывном деле и радиотехнике

Преступники, подорвавшие «Невский экспресс», были обучены взрывному делу и разбирались в радиотехнике, считают эксперты: дилетантам при установке бомбы такого рода «оторвало бы руки». Бомбу собрали заранее и установили за 15 минут. Второму взрыву мог помешать первый.

Пятничный взрыв на перегоне Алешинка — Угловка, пустивший под откос «Невский Экспресс», прогремел через 44 минуты после того, как в этом же месте прошел поезд «Сапсан» немецкой фирмы Siemens. «Сапсаны» пока не возят пассажиров: ОАО РЖД проводит испытание поездов, чтобы с 2010 года запустить их в эксплуатацию. «В пятницу днем он пришел в Москву, потом его сразу пустили до Твери, потом снова в Москву, и уже оттуда он поехал в Питер», — рассказал «Газете.Ru» источник в РЖД. В расписании поездов на участке Москва — Санкт-Петербург «Сапсана» нет, то есть о том, что он пройдет меньше чем за час до поезда №166, у предполагаемых террористов информации быть не могло. Осматривали ли перегон обходчики путей в пятницу вечером, неизвестно. «Скорее всего, они прошли там с утра, как правило, утром обходят. Там два рабочих на весь перегон, каждый час осмотр путей точно не проводится», — рассказал собеседник.

Впрочем, эксперты говорят, что 44 минут террористам было достаточно — на установку подобного взрывного устройства требуется не больше получаса.

«К тому моменту, как приходит время закладывать взрывчатку, у террористов уже все наготове, основные части взрывного устройства собраны и лежат в сумке или рюкзаке. Один-два человека сидят в засаде — в лесу, например, он там в ста метрах. Затем выходят, небольшой лопаткой выкапывают лунку, укладывают туда взрывчатку, сверху присыпают грунтом, чтобы не бросалось в глаза, и тут же недалеко устанавливают систему, которая приводит бомбу в действие», — описывает порядок действий предполагаемых террористов руководитель НТЦ «Взрывоустойчивость» Адольф Мишуев. Он пояснил «Газете.Ru», что на закладку взрывного устройства такого рода требуется от 5 до 15 минут. Предположительно, бомбу зарыли с внешней стороны пути, а не между рельсов: «Там просто проще выкопать яму».

Чтобы изготовить подобное взрывное устройство, человеку достаточно минимального опыта, который можно получить в саперных или инженерных войсках, говорит источник «Газеты.Ru» в МЧС.

«Это самые базовые знания, которые дают даже в нашем ведомстве. Взрывчатка простая: из гранаты вынимается капсульный детонатор, который потом втыкают в пластиковую взрывчатку. Этот детонатор как раз и позволяет задержать взрыв. К кольцу на детонаторе крепится леска, другой конец которой привязывается к рельсу. Поезд проезжает, кольцо выдергивается, проходит три с лишним секунды, и все взрывается», — говорит он. По словам собеседника, обычному человеку, который никогда не имел дела со взрывчаткой, даже после подробного штудирования самоучителей по саперному делу при попытке вытащить из гранаты капсульный детонатор, скорее всего, оторвет руки. «Но это не так сложно для человека, который служил. В армии этому учат максимум за пару месяцев», — добавил источник.

Помимо сапера с хотя бы минимальным опытом террористам был нужен радиотехник — предположительно, взрывное устройство привели в действие дистанционно.

«Систему, скорее всего, мог привести в действие радиосигнал или сигнал мобильного телефона. Может быть, конечно, что-то лежало или было привязано к рельсам, но предмет на путях скорее заметит машинист», — рассуждает руководитель НТЦ «Взрывоустойчивость».

По мнению Мишуева, официальная версия о 7 кг тротила заслуживает доверия: «По масштабам разрушений можно сделать вывод, что мощность бомбы – 5–7 кг в тротиловом эквиваленте». Он пояснил, что воронка, обнаруженная на месте взрыва, имела «неклассическую форму»: она представляла собой не окружность, была чуть вытянутой, примерно 2 на 1 метр. «Это, возможно, объясняется тем, что ее могло припорошить, частично засыпать, когда летели обломки вагонов», — полагает эксперт.

То, что бомба сработала под последними вагонами, позволило избежать еще более серьезных масштабов трагедии. Давление при детонации внутри взрывного устройства — несколько сотен тысяч атмосфер, «на выходе» — около 900 атмосфер. «Цель террористов, я думаю, была взорвать первые вагоны, пустить под откос локомотив. Но они не учли того, что поезд двигался со скоростью 50 м/с», — отмечает Мишуев.

Что касается второго взрыва, прогремевшего у одной из опор контактного провода днем в субботу, то официальные источники пока не уточняют, насколько мощным было заложенное там взрывное устройство. В правоохранительных органах в воскресенье сообщали, что вторая бомба сработала не так, как задумывали террористы, благодаря установленным вблизи места происшествия «радиоглушилкам». По другой информации, взрывчатка могла отсыреть за ночь. Еще одна версия, выдвинутая взрывотехниками, — первый взрыв мог помешать второму. Ударная волна или обломки могли повредить систему, приводящую бомбу в действие.

В понедельник в одной из деревень Тверской области поблизости от места крушения сотрудники оперативных служб обнаружили дом, в котором, по предварительным данным, скрывались трое или четверо террористов. «Оперативники нашли лежанку на чердаке и следы пребывания там до четырех человек, которые на протяжении нескольких дней там скрывались», — сказал РИА «Новости» источник в правоохранительных органах области. Местные жители рассказывают об одном мужчине, который якобы искал дом своих родственников. С их слов в ближайшее время составят еще один фоторобот. (О первом фотороботе стало известно в воскресенье, тогда же сообщили, что подозреваемый — «рыжий коренастый мужчина около 40 лет»). Кроме того, в Новгородской области объявлены в розыск мужчина и женщина, обоим примерно по 30 лет, на серебристом автомобиле ВАЗ-2109. «Они могут разыскиваться как в качестве причастных к теракту, так и в качестве свидетелей, обладающих информацией по делу», — говорят в правоохранительных органах.

Новости и материалы
В США заявили, что Россия может освободить существенные территории в зоне СВО
В США обвинили Россию и Китай в разрабатывании противокосмических вооружений
Исследователи выяснили, почему людей раздражают звуки жевания и дыхания
Полиция разыскивала киевлянина с автоматом
Участники протестной акции пострадали в Тбилиси
Участники митинга в центре Тбилиси порвали российский флаг
SpaceX начала бронировать места для полетов космических туристов
США уверены, что ВС РФ применяли на Украине хлорпикрин
Стало известно, где российские подростки будут подрабатывать на каникулах
Медведчук назвал организаторов трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Глава МИД Израиля назвал президента Колумбии антисемитом
Ученые раскрыли тайну происхождения полыньи размером с Чехию в Антарктиде
В МИД России назвали создание виртуального консультанта МИД Украины позором
В Орловской области повреждена энергетическая инфраструктура
Мощный пожар с детонациями начался на складах «Новой почты» в Одессе
Один из поджигателей синагоги в Варшаве оказался подростком
Украинский дрон повредил линии электропередачи в поселке Поныри Курской области
Протестующие в Тбилиси пытались проникнуть в здание парламента 
Все новости