Родственники расстрелянных в Катыни польских офицеров подали жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Как рассказала «Газете.Ru» адвокат Анна Ставицкая, в ней указано, что Россия нарушила ст. 2 (право на жизнь) и ст. 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции о правах человека. «Эффективное расследование дела проведено не было, родственников погибших офицеров не признали потерпевшими, а офицеров не реабилитировали», — сказала юрист.
Постановление о прекращении уголовного дела о расстреле в Катыни польских офицеров было подписано в сентябре 2004 года.
В 2006 году Главная военная прокуратура РФ (ГВП) не стала рассматривать просьбу родственников реабилитировать массово уничтоженных в 1940 году поляков, не признала убитых жертвами репрессии, полностью прекратила дело о реабилитации и отказалась предоставить в суд материалы «катынского дела», пояснив, что большинство из 183 томов имеют гриф «секретно» и «совершенно секретно». Кроме того, рассказывает Ставицкая, в ведомстве заявили, что лица, в отношении которых подано заявление, не идентифицированы, а следовательно, нет доказательств того, что они были расстреляны, как и нет оснований полагать, что подающие заявление приходятся им родственниками. «По закону прокуратура обязана была либо выдать справку о реабилитации, либо составить заключение об отказе в реабилитации и направить его в суд», — отметила адвокат.
В мае 2008 года родственники польских офицеров обратились в Хамовнический суд Москвы с просьбой отменить решение ГВП и реабилитировать расстрелянных. Суд отказал истцам в рассмотрении «катынского дела», а через неделю отказался рассматривать и жалобу на решение ГВП о прекращении расследования. Тогда адвокаты подали жалобу в вышестоящую судебную инстанцию — Мосгорсуд, которая направила иск на новое рассмотрение. Но в октябре 2008 года Хамовнический суд снова отказал родственникам погибших офицеров, решив, что нарушений закона в методах работы военных прокуроров не было. Такое же постановление вынес и Московский окружной военный суд. Последняя попытка адвокатов вновь открыть уголовное дело по Катыни и добиться реабилитации польских офицеров провалилась в конце января.
Верховный суд РФ постановил, что «отмена постановления от 21 сентября 2004 года о прекращении уголовного дела является в настоящее время невозможной».
На заседании было отмечено, что из 1803 расстрелянных в Катыни офицеров польской армии идентифицированы останки только 22, поэтому нельзя утверждать, что убиты были именно родственники заявителей. Кроме того, суд отметил, что виновные в расстреле в Катыни уже умерли. А сам инцидент надо рассматривать в рамках Уголовного кодекса РСФСР 1926 года. Согласно этому документу, виновных в таких преступлениях можно привлекать к ответственности только в течение 10 лет после убийства, а после этого истекает срок давности.
Новую жалобу адвокаты родственников совместно с польскими юристами подали уже в ЕСПЧ. Ранее двое потомков расстрелянных офицеров — Ежи Яновец и Антоний Рыбовский – через Страсбургский суд потребовали от российских властей доступа к документам о «катынском деле».
Как известно из обнародованных документов и заявлений адвокатов, 22 тысячи польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР, были расстреляны по приказу Сталина в апреле и мае 1940. Среди них 14 552 польских офицеров и полицейских, взятых в плен Красной Армией в сентябре 1939 года, а также 7 305 арестованных, содержавшихся в тюрьмах западных областей Украинской и Белорусской ССР. 4 421 человек из Козельского лагеря были расстреляны и захоронены в Катыни под Смоленском. 6 311 из Осташковского — расстреляны в Калинине и захоронены в Медном. 3 820 человек из Старобельского — расстреляны и захоронены в Харькове. Остальные поляки погибли в Киеве, Харькове, Херсоне и Минске, возможно, и в других неустановленных местах на территории БССР и УССР.
Расследование «катынского дела» в России началось в начале девяностых и тянулось более 10 лет.
В самом его начале были обнародованы документы, указывающие на то, что расстрел польских офицеров осуществили сотрудники НКВД по приказу первых лиц государства. Копии документов были тогда же переданы польской стороне. Затем большая часть дела была засекречена. Всего в деле 183 тома, из которых 116 содержат сведения, составляющие теперь государственную тайну. Установлена гибель 1 803 человек (из числа содержавшихся в лагерях), личность 22 погибших идентифицирована. В рамках расследования были установлены и допрошены более 900 свидетелей, проведено 18 экспертиз, в ходе которых исследованы более тысячи объектов. Эксгумировано более 200 тел.