В пятницу главный военный прокурор России Сергей Фридинский отчитался перед Советом федерации о проверке, проведенной в сухопутных войсках Минобороны РФ. Результаты прокурорской проверки неутешительные — как оказалось, высокопоставленные чиновники ведомства расхищают бюджетные деньги и мошенничают.
По словам прокурора, сотрудники главного командования сухопутных войск, например, украли у государства более 100 млн рублей.
«Мы провели проверку, и только в главкомате сухопутных войск от нецелевого, неправильного расходования (бюджетных средств), от расхищения жилья ущерб более 100 млн рублей», — заявил Фридинский. По словам руководителя ГВП, по результатам проверки против сотрудников главкомата возбуждено 8 уголовных дел.
«Народ у нас вороватый», — сокрушался Фридинский.
Расследованием этих уголовных дел занимается военно-следственное управление СКП РФ. Следователи подтвердили «Газете.Ru», что расследование нескольких дел о крупном хищении денежных средств ведется, но сообщать подробности ведомство пока не готово. Широко известно лишь об одном деле — против помощника главкома сухопутных войск Минобороны РФ полковника Бориса Сигиды.
По версии следствия, государство потеряло из-за незаконных действий Сигиды 7 млн рублей. Кто расхитил остальные 93 млн, пока не сообщается.
В четверг помощник главкома, возглавляющий службу расквартирования и обустройства, был арестован по подозрению в получении взятки и превышении должностных полномочий. Сигида передал две двухкомнатные квартиры, находившиеся в собственности Минобороны, человеку, никакого отношения к сухопутным войскам не имеющему. За это глава строительной фирмы, чье имя не называется, построил Сигиде и его предполагаемой подельнице Галине Челбановой по коттеджу в Подмосковье. Сейчас Сигида и Челбанова находятся в СИЗО, в ближайшее время им должны предъявить обвинение.
Военные эксперты полагают, что и остальные дела связаны с квартирным мошенничеством: «Распределение квартир — это самая большая кормушка».
Возможностей для коррупции в армейских службах по тылу и жилищным вопросам масса. Как рассказал «Газете.Ru» эксперт Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Владимир Евсеев, в армии существуют два пути получения квартир для офицеров-контрактников. Те, которые служат уже давно, получают жилищные сертификаты, а тем, кто поступил на службу недавно, предоставляется временная квартира и к тому же начисляются деньги на специальный счет, с которого при выходе на пенсию можно будет снять накопленное и купить жилье. «Вряд ли сейчас идет речь об этих деньгах, — отмечает эксперт. — Прошло еще мало времени, и накопления на этих счетах мизерные». По мнению Евсеева, коррупция процветает как раз в ведомствах, выдающих сертификаты и занимающихся строительством жилья.
«С одной стороны, возможно просто вымогательство взяток непосредственно у офицеров за получение этих сертификатов», — считает специалист. Не меньший простор для фантазии коррупционеров может дать строительство домов, в которых должны жить военные. «Дело обстоит так. Денег на строительство домов у Минобороны нет, зато есть земля. И они заключают договор со строительной компанией, она возводит дом, а какое-то количество квартир в нем отдают военным», — пояснил Евсеев.
Офицеры-чиновники сами решают, кому строить этот дом, кому подводить к нему коммуникации и сколько в итоге квартир достанется военным. На этом этапе их никто не контролирует, говорит эксперт.
«Этими квартирами вышестоящее руководство распоряжается достаточно произвольно. У них существуют неограниченные возможности решать, кому выдавать жилплощадь, кому нет», — утверждает Евсеев. По его словам, законодательные органы — в частности, комитет по обороне Госдумы — не имеют полномочий проводить какие-то проверки в главкомате. «Такие полномочия есть только у Счетной палаты и военной прокуратуры. Но, видимо, и ведомство Степашина, и ГВП работают в этом направлении недостаточно эффективно», — рассказал собеседник.
Он добавил, едва ли не больше возможностей для коррупции, чем у сотрудников главкомата, у руководства гарнизонов, расположенных в небольших городах далеко от Москвы. «Там начальник гарнизона единолично все контролирует. Например, есть различные фонды жилья. И руководство гарнизона может перевести жилой фонд в статус нежилого и распоряжаться им по своему усмотрению. Местные власти поделать в таких случаях не могут ничего», — заявил Евсеев.
Реальная сумма похищенных «тыловиками» денег гораздо больше 100 млн, уверены эксперты.
«Это лишь десятая или даже сотая доля», — заявил «Газете.Ru» руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. Он считает, что воровство в особо крупных размерах — прямое последствие военной реформы. Офицеров тыла сокращают и переводят на гражданскую службу, а те, пользуясь случаем, «занимаются массовой продажей и акционированием имущества». Возможностей для незаконного предпринимательства и коррупции множество, считает эксперт, и это не только жилье. «Это и мошенничество с имуществом, финансовые махинации при закупке продовольствия», — перечисляет Цыганок. «Например, мне сообщали о случае, когда зам по продовольствию закупал сигареты по 2 рубля 20 копеек за пачку, а потом перепродавал их в части по 2 рубля 40 копеек. Разница небольшая, но это миллионы пачек, и сумма в итоге вышла вполне приличная», — привел пример эксперт.
В самих сухопутных войсках называть имена попавших под подозрение сотрудников и вообще говорить о восьми уголовных делах отказываются: «Все вопросы к прокуратуре». В пресс-службе ведомства «Газете.Ru» подтвердили лишь, что помощник главкома Сигида действительно под следствием, но тут же добавили: «Он еще полтора месяца назад был уволен по достижению предельного срока службы». Правда, рабочий кабинет обвиняемый во взяточничестве полковник до сих пор не освободил: там в среду и прошел обыск.