Руководитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ по Москве Анатолий Багмет отменил постановление следователя о приостановлении расследования уголовного дела об обрушении Басманного рынка. С таким заявлением в четверг выступил официальный представитель СКП Владимир Маркин.
Расследование дела по факту обрушения рынка было приостановлено два дня назад. Причиной решения стало «неустановление лиц, виновных в произошедшем».
Как пояснил тогда представитель следственного управления СКП по Москве Михаил Ионкин, доказать вину единственного обвиняемого по делу, директора Басманного рынка Марка Мишиева, следствию не удалось. Но «изучив материалы уголовного дела об обрушении в феврале 2006 года крыши здания Басманного рынка в Москве, Анатолий Багмет отменил постановление следователя о прекращении уголовного преследования Марка Мишиева и приостановлении уголовного дела», сообщил Владимир Маркин.
«Отменяя вышеназванные процессуальные решения следователя как преждевременные и необоснованные, руководитель следственного управления в своем постановлении дал указание провести комплекс следственных действий, направленных на установление истины по делу. Руководство Следственного комитета при прокуратуре РФ расследование данного уголовного дела держит на особом контроле», — отметил представитель СКП.
Какие именно следственные действия намерены провести представители СК, Маркин не озвучил. Напомним, что за 2,5 года с момента обрушения рынка была проведена целая серия различных экспертиз. Помимо технической экспертизы, инициированной властями Москвы, комплексную строительно-техническую экспертизу здания провели специалисты Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте. «Но что именно привело к обрушению, экспертам установить не удалось», – сообщал во вторник Михаил Ионкин.
Вывод об отсутствии конкретного виновного в этой катастрофе напрашивался с самого начала. Уже весной 2006 года, через три месяца после обрушения рынка, специалисты предположили, что рынок обрушился «по совокупности разных факторов». Так, в ходе экспертизы специалисты исключили возможность разрушения рынка, построенного в 1974 году, из-за проектных недостатков, но подтвердили, что утеплитель кровли «местами находился в переувлажненном состоянии, а некоторые элементы несущих конструкций оболочки имели коррозийный износ до 50%». Реконструкция рынка к 850-летию Москвы, по всей видимости, привела к дополнительной нагрузке на несущие конструкции (были перегружены антресоли здания). К утру 23 февраля 2006 года и без того деформированные несущие конструкции здания после снегопада оказались перегружены еще больше. В итоге подкос (наклонный брус, который поддерживает горизонтальные элементы конструкции и опирается на вертикальные элементы) потерял устойчивость, началось разрушение опорного контура кольца оболочки, и затем «прогрессирующее обрушение здания». Под кровлей и железобетонными конструкциями здания оказались около 100 человек, 66 из них погибли.
Столичные эксперты, по сути, сделали вывод, что эксплуатанты разваливали Басманный рынок на протяжении последних 10–20 лет.
Еще летом 2004 года столичная мэрия приняла решение снести рынок и построить на его месте торгово-офисный центр с подземным гаражом, а спустя год задумалась над приватизацией Басманного рынка. Тем не менее, до момента обрушения рынок оставался в собственности Москвы (за его состояние отвечал департамент имущества правительства Москвы). Впрочем, в рамках уголовного дела был задержан только директор Басманного рынка Марк Мишиев, возглавивший ГУП «Басманный рынок» за три года до катастрофы. Следователи сочли, что Мишиев «не организовал мониторинга технического состояния здания рынка, не принял надлежащих мер к его правильной эксплуатации, текущему и капитальному ремонту, допускал неоднократно самовольную перепланировку помещений, что привело к неконтролируемой изношенности здания и обветшанию его конструкций».
Адвокат Марка Мишиева Николай Клен узнал о возобновлении уголовного дела в отношении его клиента от корреспондента «Газеты.Ru».
Два дня назад Клен от корреспондента «Газеты.Ru» узнал, что дело приостановлено, поэтому, отвечая на сегодняшний звонок, не сразу понял, о чем идет речь. «У меня пока нет решения о приостановлении дела, — начал было он, — надеюсь, когда вернусь в офис, увижу этот документ на столе». Но, услышав новость о возобновлении дела, отреагировал довольно спокойно. По его мнению, властям просто необходимо найти крайнего, и этим крайним решили сделать именно Марка Мишиева.