В понедельник Иркутский областной суд вынес постановление о прекращении уголовного преследования в отношении мэра Усть-Илимска Виктора Дорошка.
Решение суда стало в Иркутской области настоящей сенсацией. Практически все местные представители правоохранительных органов были уверены, что Дорошка ждет срок за организацию убийства заместителя генерального директора Усть-Илимского лесопромышленного комплекса (ЛПК) Александра Пуртова в 1996 году. Тем не менее, пресс-служба Иркутского областного суда сообщила, что уголовное дело прекращено «в связи с истечением срока давности согласно ст. 24 УПК РФ».
Суд счел возможным удовлетворить ходатайство адвокатов подсудимого о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в связи с тем, что с момента преступления прошло более десяти лет.
Заместитель генерального директора Усть-Илимского ЛПК Александр Пуртов был застрелен в своем доме в декабре 1996 года. Вскоре был задержан исполнитель убийства Александр Федосимов и посредник в организации преступления Олег Пихунов. Назвать заказчика оба отказались. В прошлом году осужденные на длительные сроки преступники вышли на свободу: в начале 2007 года условно-досрочно был освобожден Пихунов, а в июле – Федосимов. Предполагается, что они пошли на сделку с правосудием, назвав заказчика убийства. Им оказался усть-илимский мэр. Дело в том, что в начале 1990-х годов Дорошок приватизировал одно из подразделений ЛПК, а Прутов был одним из тех, кто пытался оспорить законность этой приватизации.
Виктора Дорошка задержали 15 августа 2007 года в аэропорту Иркутска после возвращения из Турции, где он был в отпуске. Вокруг ареста до сих пор ходят самые разные слухи. К примеру, не так давно появилась информация, что мэр в присутствии адвоката подписал явку с повинной. Правда, официально эта информация не подтверждена. Но в феврале этого года защита Дорошка подала ходатайство в областной суд с просьбой прекратить уголовное преследование мэра в связи с истечением срока давности (согласно УК РСФСР, действовавшему в стране до 1997 года, срок давности для убийства при отягощающих обстоятельствах составлял десять лет, а инкриминируемое преступление как раз было совершено в 1996 году).
Ходатайство фактически означает, что подсудимый признает свою вину и просит освободить его от наказания.
Однако тогда подсудимый отозвал ходатайство. Адвокаты мэра пояснили, что Дорошок просто «физически не мог оставаться под арестом» в ожидании оправдательного решения, но в последний момент не решился взять на себя вину.
На сегодняшнее заседание практически все участники процесса шли с уверенностью, что новое прошение защиты будет отклонено. Поэтому новость о том, что Дорошок свободен, вызвала шок у его оппонентов и нескрываемую радость у людей, пришедших поддержать мэра. После оглашения решения суда Виктор Дорошок сказал, что рад такому исходу дела и настаивает на своей невиновности. Интересно, что до сих пор непонятно, прозвучало ли в суде формальное признание в преступлении, вслед за которым могло последовать закрытие дела за истечением срока давности. Ведь прекращение уголовного преследования по «нереабилитирующему основанию» возможно лишь в том случае, когда установлено, что лицо действительно совершило преступление, по поводу которого было возбуждено уголовное дело.
Следствие решением суда осталось крайне недовольно. По словам иркутских прокуроров, обстоятельства, при которых суд счел дальнейшее уголовное преследование Дорошка нецелесообразным, не являются реабилитирующими. То есть вина мэра в убийстве Пуртова все еще под вопросом. Правда, отреагировать официально на освобождение Дорошка иркутские следователи намерены лишь во вторник.
Как бы то ни было, потерпевшая сторона в лице вдовы Пуртова вправе подавать на Дорошка в суд с целью возмещения ущерба. Ее реакция на решение суда также пока неизвестна. На сегодняшнее заседание вдова Пуртова не пришла.