Накануне Всемирного Дня туалета, отмечаемого 19 ноября, Россия также представила свой вклад в празднование. В частности, как рассказали в пятницу на пресс-конференции в Санкт-Петербурге представители туалетного бизнеса, московские умельцы изобрели и отправили в автопробег по миру туалетомобиль. По словам заместителя гендиректора НП «Российское туалетное объединение» Алексея Моксунова, выезжая из Москвы, туалетомобиль немедленно застрял в пробке. Водители с удивлением разглядывали странную «Оку», к которой сзади приделали высокий сапожок-кабинку. Некоторые тут же попросились испробовать новинку в деле. Как оказалось, внутри у самоходного туалета импортная система обмена воздухопотоков, сменные фильтры, а также система «последних капель», которая устраняет лужицы на полу.
Изобретение благополучно доехало до Петербурга, немного поконкурировало с местными туалетоавтобусами на Дворцовой, после чего прокатилось по Европе — и отправилось в Азию.
«Сейчас туалетомобиль движется к Сеулу, — заявил Моксунов. — С ним уже ознакомились несколько британских, корейских и китайских компаний. Многие выразили желание приобрести нашу разработку».
В Петербурге, в свою очередь, изобрели современную модель стационарного туалета. Называется она «Городовой-311», умеет автоматически сливать воду за клиентом, автоматически подавать воду, жидкое мыло и бумажное полотенце.
По словам специалистов, проблемы общественного туалета в России в основном решаются только в Москве и Петербурге. Впрочем, и в мегаполисах немногие слышали о последних достижениях в этой области. Например, об электрическом унитазе, который сейчас активно внедряется в Швеции (достаточно нажать на кнопку — и отходы превратятся в горстку пепла). Или о говорящем писсуаре-рекламщике, который может сообщить о товарах, продающихся за углом, и сказать «спасибо».
Но пока новых туалетов в России не появится. Как говорит Алексей Моксунов, в частности, из-за того, что для этого бизнеса просто отсутствует законодательная база. «Нет закона, который бы четко классифицировал виды туалетов для городских и сельских жителей, – говорит он. — Нет новых санитарных стандартов. Подготовка квалифицированных кадров для производства и эксплуатации не ведется».
«Наилучшим просвещением было бы создание музея туалета, — считает, в свою очередь, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Алексей Хисматулин. – В нем надо сконцентрировать 5-6 традиций. Немногие, например, знают, что мусульмане не пользуются туалетной бумагой — не только женщины, но и мужчины. Это экономия, а то у нас лес буквально на дерьмо уходит. В Лондоне есть музей туалета. В Японии культура доведена до того, что там не отличишь туалет от ресторана. Телевизор, комфорт, музыка, человек специальный обслуживает. А у нас даже в научной среде ханжеское отношение к этому делу».
По данным экспертов, даже бумаги россияне потребляют гораздо меньше, чем граждане других стран.
По данным директора по маркетингу ООО «Бумажный мир» Виктора Шаховала, расход мягкой туалетной бумаги в России составляет 1,5 кг/чел в год. В то время как в США – 22 кг/чел, а в Великобритании – 17 кг/чел.
Кроме того, говорят специалисты, в приличных зарубежных уборных вместо прессы посетители читают классику.
Сотрудник фирмы «Биоэкология» Людмила Танавская рассказала, как американцы успешно экспериментировали с социальной рекламой в сортирах. Они наклеивали на стены отрывки из произведений классиков, где говорилось о необходимости соблюдать гигиену. Соответствующие цитаты нашлись в «Приключениях Тома Сойера», «Унесенных ветром» и «Собаке Баскервилей». Кто из героев напугал посетителей клозетов, неизвестно, — но заболеваемость дизентерией уменьшилась в разы. «Биоэкология» уже предлагала правительству Петербурга разместить подобную социальную рекламу в 40 передвижных туалетах. Взамен предприниматели просили включить точки в адресную программу города – однако чиновники отказались.
О том, чтобы перенять другой американский опыт — в США с кабинок начали снимать таблички, указывающие на половую принадлежность – речи пока тоже, судя по всему, не пойдет.