Ученые обнаружили действующий источник радиоактивного загрязнения Арктики

Российские ученые зафиксировали высокий уровень радиации в районе острова Северный архипелага Новая Земля. Данная экспедиция проходила в рамках гранта Российского научного фонда (РНФ), и ее результаты представлены в статье, принятой к публикации в журнале Oceanology.

В конце 1962 года на Северном испытательном полигоне Новая Земля (СИПНЗ) была произведена серия ядерных взрывов, радиоактивные продукты которых выпадали на поверхность ледника.

В 2015 году состоялся 63-й рейс НИС «Академик Мстислав Келдыш», которым руководил член-корреспондент РАН, профессор Михаил Флинт. В ходе выполнения программы рейса ученые исследовали радиационное состояние компонентов окружающей среды ледника, геохимических ландшафтов и донных отложений. Исследования проходили на Северном ледниковом куполе (СЛК) и на прилегающей свободной ото льда территории в 30 км от мыса Желания, а также на Голубом леднике в заливе Ога. В результате проведенных радиационно-гляциологических исследований ученые установили, что покровный ледник Северного острова в настоящее время является вторичным источником радиоактивного загрязнения.

У самого края СЛК в почвенных пробах были обнаружены крайне высокие уровни удельной активности радиоцезия (137Cs), достигающие 420–650 Бк/кг, что стало несомненным доказательством того, что СЛК в настоящее время начал освобождаться от радиоактивного загрязнения прошлого века. Беккерель — единица измерения радиоактивности в Международной системе единиц. Один беккерель определяется как активность источника, в котором за одну секунду происходит в среднем один радиоактивный распад.

Окончательное подтверждение этой гипотезы дали результаты изучения радиоактивности на леднике Голубом, который разгружается в залив Ога и находится в 300 км южнее СЛК. В пробах криоконитов (мельчайший пылевой материал, образующийся на поверхности ледника при его выветривании), отобранных с поверхности ледника Голубого, были зафиксированы еще более высокие уровни удельной активности радиоцезия, находящиеся в интервале 1230–2700 Бк/кг. А обнаруженное присутствие в этих пробах радионуклидов америция указывает на единственно возможный источник радиоактивного загрязнения — ядерные взрывы в атмосфере.

«Изучение образцов ледяных кернов, полученных в результате неглубокого бурения трех скважин на СЛК, пока не выявило значимых активностей радиации. Однако проведенные исследования позволили впервые получить данные о ранее не изучавшемся леднике, опираясь на которые были сделаны предварительные расчеты о параметрах нахождения радиационно-загрязненного слоя. Подобные исследования в этом районе до сих пор не проводились ни российскими, ни международными научными коллективами», — утверждает Алексей Мирошников, автор статьи, старший научный сотрудник Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии (ИГЕМ РАН).

Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки