Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

Предок Везувия не виноват в вымирании неандертальцев

Около 40 тыс. лет назад к западу от современного Неаполя (Италия) произошло сильнейшее извержение вулкана, засыпавшее пеплом бóльшую часть Центральной и Восточной Европы. Некоторые полагают, что в сочетании с резким похолоданием в Северном полушарии (вулканической зимой) это способствовало исчезновению неандертальцев.

Однако новое исследование микроскопических частиц вулканического стекла пришло к выводу, что извержение произошло уже после того, как неандертальцы в значительной степени вымерли из-за конкуренции с современным человеком, сообщает «Компьюлента» со ссылкой на результаты исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Вопрос об исчезновении неандертальцев продолжает оставаться одним из самых актуальных. На протяжении многих лет специалисты обращались за объяснениями то к изменению климата, то к конкуренции с современным человеком, то комбинировали оба фактора. Недавно «климатический» лагерь «вышел вперёд»: европейские учёные установили, что итальянское извержение, известное как кампанийский игнимбрит (Campanian Ignimbrite, CI), было в два–три раза мощнее, чем считалось. Исследователи подсчитали, что зола и химические аэрозоли, выброшенные в атмосферу в результате извержения, на три года охладили Северное полушарие на целых 2 ˚C.

Современные люди пришли в Европу из Африки и, возможно, из Ближнего Востока как раз во времена извержения и гибели неандертальцев (плюс–минус несколько тысяч лет). Но ряд экспертов подозревает, что упадок неандертальцев начался ещё до этого.

Группа учёных в составе 40 с лишним исследователей из разных стран Европы во главе с географом Джоном Лоу из колледжа Роял-Холлоуэй в Эгеме (Лондонский университет, Великобритания) применила новую методику для обнаружения вулканического пепла на гораздо большей площади, чем раньше. Метод основан на месторождениях криптотефры — мельчайших частиц вулканического стекла, которые не видны невооружённым глазом. В отличие от видимых отложений пепла, которые залегают на более ограниченной территории, криптотефре намного легче проникнуть в отдалённые места, а также в морские, озёрные и болотные среды. К тому же анализ химического состава микроскопических частиц позволяет отнести их к конкретным извержениям вулканов.

Учёные собрали образцы с криптотефрой, относящейся к CI, из четырёх центральноевропейских пещер, где были найдены типичные каменные орудия труда и другие артефакты неандертальцев и современных людей. Рассмотрены частицы из поселения современного человека в Ливии, а также из болот и морских сред Греции и Эгейского моря. Результаты, утверждают специалисты, несовместимы с гипотезой о том, что CI несёт ответственность за вымирание неандертальцев — по крайней мере в Центральной Европе. Криптотефра, относящаяся к CI, залегает выше, а потому датируется более поздним временем, когда уже осуществлялась смена неандертальских орудий человеческими на всех четырёх центральноевропейских памятниках.

Кроме того, анализ пыльцы деревьев и других климатических показателей подтвердил, что CI было современником резкого похолодания — так называемого события Хайнриха. Таким образом, данные свидетельствуют о том, что извержение и похолодание случились после того, как неандертальцы исчезли из Центральной Европы.

Авторы подчёркивают, что их выводы имеют непосредственное отношение только к Центральной и Восточной Европе.

В ООН высказались о легитимности Зеленского