Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ответ Каддафи или заказ Ирана: 30 лет катастрофе над Локерби

30 лет назад произошел теракт на рейсе 103 самолета Boeing 747 над Локерби

30 лет назад в небе над Локерби был взорван и спустя 36 секунд рухнул на жилые дома американский Boeing 747, летевший из Лондона в Нью-Йорк. Жертвами катастрофы стали 270 человек: 243 пассажира, 16 членов экипажа и 11 жителей Шотландии на земле. Виновными в теракте после длительного следствия были признаны ливийские спецслужбы. Существуют и другие, неофициальные версии случившегося. «Газета.Ru» воспроизвела события рокового полета рейса 103 в исторической онлайн-трансляции.
Трансляция
Вверху самая ранняя запись С начала
Вверху самая последняя запись С конца
22:00

Такой была одна из самых страшных катастроф в истории мировой авиации. Почтив память безвинных жертв трагедии над Локерби, «Газета.Ru» завершает воспоминания об этом жутком дне.

21:50

В день 30-летия трагедии, 21 декабря 2018 года, британское издание Daily Mirror опубликовало слова одного из свидетелей по делу о гибели Boeing 747 иорданца Марвана Хрисата, который якобы признался своей семье, что «Деву морей» якобы взорвали не ливийцы, а палестинские боевики по заказу Ирана. Эту же версию, ссылаясь на отчет ЦРУ, приводила еще 11 мая 1989 года американская газета Washington Post.

21:45

По удивительному совпадению в тот же день, 21 декабря 1988 года, состоялся первый полет советского самолета Ан-225 «Мрия».

21:41

В дальнейшем появлялись новые – в том числе совершенно невероятные – версии случившегося 21 декабря 1988 года в небе над Локерби. Так, в 2011-м бывший секретарь Главного народного комитета, министр юстиции Ливии Мустафа Мухаммад Абд-аль-Джалиль в интервью AP заявил о том, что Каддафи лично отдал приказ взорвать Boeing 747.

21:32

«Хочу отметить мое твердое убеждение в том, что приведенное в суде свидетельство было недостаточным для установления вины Аль-Меграхи, что свидетельства, указывающие на другие направления для следствия, были утаены и не переданы защите, и что в результате предстоящей апелляции, которую повлекли за собой проводимое в течение трех лет расследование и находки Комиссии по пересмотру уголовных дел Шотландии, несостоятельность приговора Меграхи будет ясно показана», — писал Роберт Блэк, профессор права в Эдинбургском университете.

21:25

В 2009 году Аль-Меграхи был освобожден из-за диагностированного ему рака предстательной железы, что вызвало возмущение многих политиков и госчиновников США. В 2012 году он умер в своем доме в Ливии в возрасте 60 лет. Некоторые независимые исследователи обстоятельств трагедии по-прежнему считают осуждение Аль-Меграхи спорным из-за возможных подтасовок фактов и политических интриг.

21:17

В 1999 году Каддафи в обмен на ослабление санкций против Ливии, включенной Госдепом США в список спонсоров международного терроризма, выдал обоих подозреваемых в теракте. Кроме того, ливийцы согласились выплатить внушительные суммы компенсации родственникам погибших в обмен на снятие экономических санкций. В 2001-м Аль-Меграхи приговорили к пожизненному заключению в шотландской тюрьме Гринок, а Фимаха оправдали. В 2003-м Ливия признала причастность к теракту своих официальных лиц, состоявших на государственной службе, но по-прежнему отвергала ответственность самого государства.

21:04

Генеральный прокурор Шотландии при предъявлении обвинений назвал теракт над Локерби ответом Муаммара Каддафи на британо-американские бомбардировки Ливии, санкционированные лично американским президентом Рональдом Рейганом и Маргарет Тэтчер в 1985 году. США в одностороннем порядке ввели против Джамахирии торговое эмбарго. Только спустя четыре года последовали официальные международные санкции Совбеза ООН.

20:55

Подозреваемым, а потом важным свидетелем по делу проходил член Народного фронта освобождения Палестины Мохаммед Абу Тальб, в квартире которого при обыске нашли календарь с обведенной датой: 21.12.1988, и который к тому же в октябре и ноябре того года посещал Мальту. В 1989 году его приговорили к пожизненному сроку за взрывы бомб в Копенгагене и Амстердаме. Свою причастность к теракту над Локерби Абу Тальб всегда решительно отрицал, ссылаясь на алиби.

Позже был выявлен еще один фигурант дела: предприниматель из Швейцарии, связанный с восточногерманской «Штази», Ирландской республиканской армией (ИРА) и баскской группировкой ЭТА.

20:47

Поначалу так и не смог установить, где и когда портфель с бомбой попал на борт самолета. Рассматривались три версии: аэропорты Мальты и Франкфурта-на-Майне, а также лондонский «Хитроу». Однако в результате многолетнего расследования с изучением 15 тыс. свидетельских показаний, 35 тыс. фотографий и 180 тыс. вещественных доказательств появились факты в пользу первого варианта. Удалось выяснить, что также находившиеся в роковом чемодане брюки и зонтик были куплены в небольшом магазине на Мальте: его владелец опознал в качестве покупателя главу службы безопасности авиакомпании Libyan Arab Airlines, сотрудника ливийских спецслужб Абдельбасета Али Махмеда Аль-Меграхи. Еще одним фигурантом стал Ламин Халиф Фимах.

20:35

После долгих анализов и экспериментов было установлено, что в багажном отсеке сдетонировало от 200 до 300 гр чешской пластиковой взрывчатки «Семтекс», лежавшей внизу у стенки. В куске взорвавшегося контейнера были найдены части радиомагнитолы «Тошиба», в которую, судя по всему, и было встроено самодельное взрывное устройство, убранное, в свою очередь, в коричневый чемодан. Взрыв произошел между кабиной пилота и местом соединения крыла с фюзеляжем в непосредственной близости от основных электрокоммуникаций лайнера.

20:22

Самая масштабная поисковая операции в истории британской авиации будет прервана только 25 декабря для проведения похорон 11 погибших жителей Локерби. К этому моменту будут исследованы все близлежащие к месту ЧП водоемы, холмы и открытые пространства. Менее чем за неделю поисковики обработают 2190 кв. км. Куски обшивки самолета, страницы книг пассажиров и другие предметы находили за 130 км от города.

20:11

Позже в Локерби прибудут высшие должностные лица: премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, посол США в Соединенном Королевстве Чарлз Прайс, член королевской семьи принц Эндрю. Их визиты не только мешали работе спасателей, но и отвлекали военных и полицейских для охраны вип-персон.

19:59

Из-за всеобщей суматохи и паники в Локерби орудуют мародеры. Некоторых удалось арестовать: суд графства Дамфрайз вынес 30 приговоров по делам хищении вещественных доказательств с места ЧП.

19:44

Как следует из статьи Людвига де Брэкелера «Локерби: хроника объявленной смерти», 80% штатных сотрудников посольства США в Москве, зарезервировавших себе билеты на пересадочный рейс от Франкфурта, в последний момент аннулировали броню на злополучный рейс 103 – из-за этого самолет летел незаполненным. Кроме них от полета отказался глава МИД АР Пик Бота, собиравшийся в США для подписания в ООН Нью-Йоркских соглашений о независимости Намибии. Джон Маккарти, бывший в то время послом США в Ливане, Крис Ревелл, сын Оливера Ревелла, исполнительного помощника директора ФБР, и Стивен Грин, помощник руководителя отдела разведки в Управлении США по борьбе с наркотиками также отказались от своей брони.

19:39

О гибели Boeing 747 узнают в отделе расследования авиакатастроф. Уже ночью на место катастрофы прибудут первые эксперты ведомства. Изучение «черных ящиков» покажет: все записи прекратились в 19:02.

19:36

Около 70 трупов, в основном – возвращавшихся в США из экскурсионной поездки по Европе студентов, — обнаружили в саду местной жительницы Эллы Рамсден. Тела пассажиров бизнес-класса разорвало на куски. В течение нескольких дней их собирали в коричневые полиэтиленовые пакеты с надписью «Неустановленная часть тела». Под морг приспособили хоккейную площадку с искусственным льдом. Все фрагменты самолета, а их в итоге найдут около 4 млн., будут доставлены в Центральный арсенал Вооруженных сил в Лонгтауне.

19:30

В Локерби вышли из строя почти все коммуникации — электричество, газ, водопровод, телефонные линии.

19:23

В книге «100 великих авиакатастроф» приводятся жуткие подробности последних секунд жизни некоторых пассажиров. Один из несчастных успел нащупать висевший на шее крестик и умер, так и держа его в руке. Женщина крепко прижала к себе ребенка, — он остался в ее объятиях даже после падения с огромной высоты.

19:20

Двое пассажиров после удара о землю остались живы, и умерли чуть позже, вероятно, — от переохлаждения. Как установили паталогоанатомы, их ранения были тяжелыми, но не смертельными.

19:15

Взрыв перебил снизу продольные балки фюзеляжа носовой части самолета и вывел из строя систему управления, в результате рули перевели машину в пике. Скорость Boeing недопустимо возросла и носовая часть, которую нижние балки уже не держали, потоком воздуха сначала загнулась назад, а затем оторвалась. Двигатели продолжали работать, но неуправляемый самолет уже перешел в еще большее и недопустимое для его конструкции пике, в результате не выдержали и лопнули балки, хвостовая часть отделилась от центральной.

19:08

Спецслужбы фиксируют мощный взрыв на высоте 30 тыс. футов. На месте взрыва топливных баков зияет кратер длиной 30 м и глубиной 3 м.

19:07

Сейсмическая станция, расположенная в 14 км от Локерби, зарегистрировала удар, эквивалентный 1,6 балла по шкале Рихтера. Удар оказался настолько сильным, что полторы тысячи тонн земли взлетели в воздух и осыпались на автостраду A-74, перекрыв движение.

19:05

Обломки самолета на огромной скорости врезаются в крохотный 4-тысячный городишко Локерби на юго-западе Шотландии. Центральная часть самолета упала в 4 км от носовой, а 20-метровая хвостовая часть – менее чем в километре от центральной. Большая часть корпуса, с крыльями и основным топливным баком, упала возле квартала Шервуд-Кресчент, застроенного коттеджами. Два дома были уничтожены полностью, многие повреждены. Двадцатиметровый фрагмент хвостовой части лайнера рухнул на квартал Роузбанк-Кресчент. Кабина пилотов вместе с частью фюзеляжа упала на овечий выгон возле церкви в местечке Тундергарт, километрах в четырех от Локерби. К 243 пассажирам и 16 членам экипажа добавляются еще 11 жертв из обычных жителей, волею случая оказавшихся не в том месте и не в то время. Все они заживо сгорели.

19:04

На иллюминаторах образовывается лед. Люди теряют сознание из—за холода и декомпрессии. Падение самолета длится 36 секунд. Взорванное воздушное судно разделилось на три крупные части, которые упали с высоты в 9,5 км с разносом обломков на 5 км.

19:03

В багажном отсеке срабатывает взрывное устройство. Во внешней обшивке моментально образовывается дыра диаметром примерно 25 см. Электрооборудование тотчас выходит из строя. Салон погружается во мрак. Поперек фюзеляжа, перед левым крылом образовывается трещина. Под давлением встречного воздушного потока борт ломается. Сидевшие в первых рядах вместе с креслами летят с гигантской высоты. Других засасывает в турбину крутившегося на полную мощность двигателя...

19:02

Рейс №103 окончательно пропадает с экранов радаров авиадиспетчеров.

19:01

Диспетчер Алан Топп, слышавший разговор своего коллеги с Вагнером, наблюдает, как на экране затухает отметка самолета. Через несколько секунд луч локатора снова высветил координаты лайнера – 55 градусов 07 минут северной широты, 3 градуса 21 минута западной долготы, но тут же световая точка на экране начала дробиться.

18:58

На связь с диспетчером Томом Фазером, который работает в центре управления воздушным движением, расположенном в Прествике на северо-западном побережье Шотландии, выходит второй пилот Boeing 747 Вагнер. «Добрый вечер, это «Дева морей» сто три. Прошу разрешения на трансатлантический перелет. Предполагаем пересечь береговую черту в точке: широта пятьдесят четыре градуса северная, долгота десять градусов западная. Эшелон триста десять, скорость восемьдесят четыре сотых М», — его слова приводятся в книге Игоря Муромова «100 великих авиакатастроф».

Диспетчер передал экипажу: «Дева морей» сто три, вас понял. Разрешаю трансатлантический перелет из точки пятьдесят четыре градуса — десять градусов до Кеннеди».

18:25

«Дева морей» наконец взлетает. Четыре мощные турбины Pratt & Whitney поднимают борт в вечернее небо.

18:16

И все-таки дожидаются не всех. Экипаж теряет терпение и приступает к работе, несмотря на то, что прошедший регистрацию бизнесмен индийского происхождения Ясвант Сингх Басута на посадку так и не явился. Этот джентльмен слишком усердно потребляет напитки в баре, и не слышит объявления по аэропорту. Опомнившись, он, конечно, жутко расстроится, что чемоданы улетели без него. Каково же будет его состояние пару часов спустя...

18:04

Официальное время начала подготовки к полету. Как уже сказано, из-за опаздывающих старт смещается. Курс на Международный аэропорт имени Джона Кеннеди.

17:56

Как это очень часто случается, вылет задерживают припозднившиеся пассажиры. Самолет ждет опаздывающих у терминала. Остальные недовольны – хотят прибыть к месту назначения по расписанию. На заходящих в салон устремлены осуждающие взгляды.

17:45

В «Хитроу» начинается посадка. На рейс зарегистрированы 243 пассажира, это граждане 21 страны всех возрастов – от 9-месячного американского младенца до восьмидесятилетней жительницы Будапешта. Сразу 179 пассажиров представляют США: в основном это американские военнослужащие, получившие отпуск. Помимо них на борт поднялся 31 британец, четыре венгра, по три канадца, индийца, ирландца и западных немца, по два шведа, итальянца, француза и аргентинца, а также по одному представителю Бельгии, Боливии, Израиля, Ямайки, Японии, Филиппин, ЮАР, Швейцарии и Тринидада и Тобаго. Граждан СССР в самолете не оказалось.

17:30

На борту «Девы морей» примерно 30 т груза, в топливных баках – более 108 т авиакеросина.

17:23

Носильщики перевозят багаж прибывших из Франкфурта и направляющихся в Нью-Йорк из Boeing 727 в Boeing 747. Поскольку рейс начался еще в Германии, сумки повторно не досматриваются. Рентген проходит только та кладь, что была сдана непосредственно в Лондоне.

17:00

Путешествие по долгому составному маршруту начинается во Франкфурте-на-Майне. Первый полет займет примерно 1,5 часа, но, учитывая разницу во времени, пассажиры прибудут в «Хитроу» как бы на полчаса позже вылета. Отрезок пути до Лондона выполняет Boeing 727: другое воздушное судно, которое через несколько часов взорвется над Локерби, пока что стоит в «Хитроу». Пассажиры и багаж грузятся на борт.

16:45

Маршрут не очень удобен, поскольку в Лондоне предстоит пересесть на другой лайнер, а в Нью-Йорке сделать посадку. Из Франкфурта в Детройт летят только 49 человек. Основная нагрузка выпадает на отрезок из британской столицы в крупнейший город США.

16:21

Команда Boeing 747 под названием «Дева морей» считалась сверхопытной и профессиональной. 55-летний командир воздушного судна Джеймс Маккуори за свою длительную карьеру управлял самыми разными самолетами, а конкретно на Boeing 747 налетал 4107 из своих 10 910 часов в небе. Второй пилот Рэймонд Вагнер и бортинженер Джерри Эвритт также являлись крепкими знатоками своего дела с солидным стажем. В штате бортпроводников самой младшей было 20 лет, старшей – 51. Помимо американцев, по одному члену команды представляли Великобританию, Швецию, Испанию, ФРГ и Францию.

16:00

21 декабря 1988 года в небе над шотландским городком Локерби произошла страшная трагедия: был взорван, раскололся на три крупные части и рухнул на землю авиалайнер Boeing 747 компании Pan American, выполнявший отрезок пути рейса 103 по сложному составному маршруту Франкфурт-на-Майне – Лондон – Нью-Йорк – Детройт. Жертвами катастрофы стали 243 пассажира, 16 членов экипажа и 11 жителей Шотландии. «Газета.Ru» предлагает вспомнить события 30-летней давности в исторической онлайн-трансляции.

Появились новые записи
показать
Новости и материалы
Машков оценил потребность в фильмах про спецоперацию на Украине
В России выросло количество осужденных за коррупцию
Россияне рассказали о планах на майские праздники
Арабские делегации покинули зал СБ ООН во время выступления постпреда Израиля
Полянский раскритиковал вето США на вступление Палестины в ООН
Премьер Украины назвал сроки поставок оружия Киеву в случае одобрения в США
Ученые раскрыли космическую тайну дюнных полей Титана
Боец ВСУ сбежал в российский плен из-за лудомании
В РФ авиабилеты в экономклассе подорожали на четверть
Россияне стали более разборчивы в выборе работодателей
У ВСУ появились БПЛА, способные долететь до Сибири
Ученые обнаружили, что канцерогены из ткани и пластика всасываются в кровь через кожу
Аббас назвал аморальным и несправедливым вето США в СБ ООН
Новую ракетную бригаду в Карелии вооружили ОТРК «Искандер-М»
Врач объяснила, почему бывает трудно набрать вес
Украинским уголовникам грозит немедленная отправка на фронт
Небензя прокомментировал вето США на предложение принять Палестину в состав ООН
Глава ЦРУ заявил, что ответственность за теракт в «Крокусе» лежит только на ИГ*
Все новости