Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Приговор командиру детей-наёмников

Международный уголовный суд вынес первый приговор, осудив конголезского полевого командира на 14 лет

Международный уголовный суд вынес первый приговор. Конголезский полевой командир Томас Лубанга получил 14 лет тюрьмы за набор в свою армию детей-наемников. За десять лет МУС инициировал 15 уголовных процессов, но все они касаются африканских диктаторов и полевых командиров. Китай, Россия и США юрисдикцию суда не признают.

Первым приговоренным Международным уголовным судом в Гааге стал один из деятелей гражданской войны в Демократической Республике Конго, полевой командир, а в прошлом психолог Томас Лубанга.

Лубанга приговорен к 14-летнему тюремному заключению за набор в свои отряды, зачастую насильственный, детей и подростков в возрасте до 15 лет. Дети-наемники отличались особой жестокостью, терроризируя регион Итури, где совершала вылазки армия Лубанги.

Председательствующий судья Эдриан Фулфорд, объявляя приговор, заявил, что Лубанга совершил, «без сомнения, серьезные преступления», нарушив все возможные гарантии защиты детства, принятые в международном сообществе. От жителей оказавшихся под его контролем территорий он требовал «корову, денег или ребенка»; последний должен был присоединиться к его отряду или умереть.

Лубанга, создавший и возглавивший очередную повстанческую группировку «Союз конголезских патриотов», орудовавшую в регионе Итури в 2002–2003 годах, натаскивал попавших в его распоряжение детей на убийство, грабеж и насилие, используя их как наемников против борьбы с народностью ленду (сама армия Лубанги состояла из представителей народа хема). Жертвами конфликта, развернувшегося на северо-востоке ДРК в 1999–2006 годах, стали, по оценкам правозащитных групп, до 60 тысяч человек.

Схожие обвинения выдвинуты против другого африканского полевого командира — Джозефа Кони, лидера угандийской повстанческой группировки «Господня армия сопротивления» (название не должно удивлять: Кони начинал свою карьеру католическим священником).

Приговор вынесен относительно мягкий: обвинение просило для Лубанги вдвое больший срок — 30 лет тюремного заключения. При этом бывшему полевому командиру будут зачтены те шесть лет, что он уже провел в тюрьме в Гааге. Отбывать наказание он будет по тем правилам, что используются в уголовно-исправительной системе той страны, которая его примет. Это значит, например, что Лубангу могут выпустить по отбытии двух третей срока за примерное поведение, указывает The New York Times. Куда отправится бывший повстанец, пока неясно: принимать узников МУСа согласились несколько десятков стран. Не исключено, что пока Лубанга останется в Гааге — на тот случай, если адвокаты подготовят апелляцию.

Мягкость приговора объясняется рядом претензий судей к стороне обвинения. Суд дважды прекращал слушания и постановлял освободить Лубангу из-за процессуальных нарушений, допущенных обвинителями, и только апелляционная инстанция МУСа обеспечивала содержание конголезца за решеткой, отменяя решение суда. Оглашая приговор, председательствующий судья жестко раскритиковал непрофессиональность обвинения. «Господин Лубанга был помещен под значительное необоснованное давление» со стороны обвинения, объявил судья Фулфорд; при этом главный прокурор Луис Морено-Окампо, добавил он, так и не смог доказать обвинения в сексуальном насилии, а также использовании Лубангой девочек-солдат в качестве сексуальных рабынь. В итоге официальное обвинение не содержало не только эпизодов сексуального насилия – из него исчезли пункты о массовых казнях и грабежах.

Представитель ДРК при МУСе Андре Кито выразил журналистам сожаление, что Лубангу не удалось обвинить по всем ранее предъявленным ему пунктам. «Организации гражданского общества и жертвы до сих пор переживают, что объем обвинений был недостаточно широк», — цитируют его агентства.

Это первый приговор МУСа, который начал свою работу в 2002 году.

Задуманный как карающий меч международного сообщества, МУС за минувшие десять лет не слишком проявил себя: за это время он инициировал всего 15 уголовных процессов, причем все они велись или ведутся в отношении бывших лидеров африканских государств или африканских же повстанческих главарей. Крупнейшие страны мира — США, Россия и Китай — Римский статут о создании МУСа так и не ратифицировали, что автоматически выводит их из-под юрисдикции международного правосудия.

Подвести под приговор реальных глав государств, например суданского президента Омара Хасана Ахмеда аль-Башира, обвиненного еще два года назад в геноциде в провинции Дарфур в 2003–2005 годах, МУСу не удалось. Безуспешны пока попытки Гааги добиться выдачи другого известного обвиняемого – сына свергнутого и убитого ливийского диктатора Муамара Каддафи Сейфа аль-Ислама: тот по-прежнему находится в руках ливийского правосудия, и новые власти Триполи не горят желанием выдавать его МУСу.

Новости и материалы
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Все новости