Четверг стал днем относительного затишья для Ирана, где без малого две недели продолжаются столкновения между сторонниками оппозиции и полицией, унесшие жизни более двух десятков человек. Это был последний день, когда Совет стражей Исламской конституции может принимать жалобы о нарушениях, допущенных в ходе выборов. Его решение известно заранее. Англоязычный иранский госканал Press TV процитировал одного из представителей Совета стражей, который объявил, что состоявшиеся 12 июня выборы являются «одними из самых здоровых, что проходили в стране».
Лидер оппозиции Мир-Хосейн Мусави сдавать свои позиции не намерен. Со страниц своего интернет-сайта Kalemeh.ir он объявил, что не поддастся давлению и не откажется от своих претензий.
«На меня оказывают давление, чтобы я отказался от требований аннулировать результаты голосования, — цитирует Reuters заявление политика. — Имела место масштабная фальсификация, и я готов доказать, что за ней стоят те же силы, что ответственны за кровопролитие. Продолжая законные мирные протесты, мы обязательно достигнем наших целей».
В обращении к своим сторонникам Мусави вновь обрушился на власти за преследование свободной прессы, в частности его собственной газеты Kalameh-ye Sabz, редакция которой была арестована почти в полном составе. По его словам, это лишает оппозицию возможности выражать свои взгляды мирным путем и заставляет народ обращаться в поисках независимой информации к зарубежным СМИ. «Все это не улучшает общественную атмосферу и лишь вызовет большее насилие», — предупреждает он.
Правительство продолжает репрессии против сторонников Мусави. Около 70 профессоров разных иранских вузов были арестованы в среду вечером после встречи Мусави с членами Исламской ассоциации университетских преподавателей.
Судьба их остается неизвестной, пишет Kalemeh.ir.
Вместо массовых акций протеста в пятницу активисты оппозиции обещали выпустить в небо над столицей тысячи зеленых шариков с лозунгом «Неда, ты всегда останешься в наших сердцах». Таким образом они хотели почтить память погибшей от пули силовиков 26-летней Неды Ага-Солтан. Кадры, запечатлевшие предсмертную агонию молодой женщины, обошли весь интернет, а сама Неда, чье имя переводится с фарси как «голос» или «зов», стала символом сопротивления властям. Поддержав идею, Мусави на митингах ни в среду, ни в четверг не появился.
Многие как в стане консерваторов-клерикалов, так и среди оппозиционного реформистского движения устали от конфликта. Более 100 депутатов-консерваторов меджлиса демонстративно проигнорировали приглашение на прием, который устроил Ахмадинеджад по случаю своей победы. Не появился там и спикер парламента Али Лариджани.
«За исключением 70 членов фракции Исламской революции, которые поддерживают Ахмадинеджада, (на приеме) появились только 30 других представителей (консервативного лагеря. — «Газета.Ru»), — пишет одна из немногих работающих реформистских газет Etemad Melli. Были ли приглашены на собрание независимые депутаты и фракция реформистов, которые в нынешнем созыве меджлиса контролируют только 90 мест, не уточняется. По некоторым данным, с ними накануне встречались Мусави и поддерживающий его экс-президент Али Акбар Хашеми Рафсанджани, пытавшиеся выработать единый план действий.
В то же время отозвал свои претензии к Совету стражей Исламской конституции проигравший кандидат-консерватор, бывший начальник Корпуса стражей Исламской революции Мохсен Резай. А в четверг второй представитель реформистского лагеря, участвовавший в выборах, Мехди Каруби отказался от планов провести массовую демонстрацию памяти погибших в столкновениях.
По словам Сейеда Разави Фагиха, официального представителя избирательного штаба Каруби, «вызывает сожаление, что в сложившейся политической ситуации даже такие лидеры, как господин Каруби не могут провести поминальную церемонию ни в одном из храмов или усыпальнице (аятоллы Хомейни)». Траурная церемония, пообещали сторонники Каруби, памяти тех, кто «мученически пал в защиту свободы и республики», все же состоится на следующей неделе у комплекса зданий Тегеранского университета или у могил погибших в Исламскую революцию 1979 года на кладбище Бехешт-е-Захра.