Россия не будет бороться за Арктику силовыми методами и не имеет планов по увеличению военного присутствия в регионе. С таким заявлением выступил в среду в Тромсё на сессии Арктического совета глава российского МИДа Сергей Лавров. «Мы не планируем увеличивать военное присутствие в Арктике, размещать вооруженные силы там не планируется», — цитирует министра РИА «Новости». Готовы ли разделить такой подход другие страны, между которыми в том году разгорелся спор за принадлежность арктического континентального шельфа, Лавров не сказал. Вопрос о возможном законодательном запрете военного присутствия в Арктике на сессии не обсуждался. «Наша позиция заключается в том, что существующие нормы международного права позволяют решать любые вопросы развития сотрудничества в этом регионе», — уточнил глава МИДа.
Лавров выступает с такими миролюбивыми заявлениями второй раз за последние два месяца. В феврале в ходе встречи с датским коллегой Пером Стигом Меллером министр уже говорил, что перед странами, имеющими выход в Северный Ледовитый океан, «стоят вызовы, которые не имеют военной природы». Регион, по его словам, должен оставаться «зоной мира и сотрудничества».
Словно перенимая тактику доброго и злого следователя, представители российского военного ведомства давали понять, что бездействовать, наблюдая эрозию российского влияния в Арктике, они не будут. Месяц назад заместитель начальника главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев обещал, что подводные лодки Северного флота будут задействованы либо в охране, либо в изучении прилегающего к территории России арктического шельфа.
По словам вице-адмирала, все страны, которые омываются водами Северного Ледовитого океана, в том числе США, Великобритания, Дания, Канада, пытаются обосновать свои претензии на часть континентального шельфа. «Не может находиться в стороне от этого вопроса и Россия, для которой район Арктики – это не только добыча углеводородов, но и район боевой подготовки экипажей подводных лодок», – заявил Бурцев.
Главной целью России в регионе, согласно новой стратегии освоения Арктики, является «обоснованное закрепление и международно-правовое оформление внешней границы континентального шельфа РФ в Арктике». Российские глубоководники уже спускались на дно океана в районе Северного полюса, оставив там титановый триколор. Другие страны – США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия – также претендуют на арктический шельф с его запасами полезных ископаемых. Исландия уже заявляла, что с начала 2009 года будет выдавать лицензии на разработку нефтяных месторождений шельфа в пределах своей 200-мильной зоны, а Канада обещала заняться вопросом строительства военных баз на побережье.