Пока израильтяне и американцы продолжают переговоры о том, какую же солидарную позицию им занять в отношении Ирана, Тегеран времени не теряет и готовится получить российские зенитно-ракетные системы С-300. Об этом со ссылкой на собственные источники сообщила в среду израильская газета The Jerusalem Post. Откровения Тель-Авива грозят усложнить и без того напряженную ситуацию вокруг Исламской Республики, продолжающей, вопреки протестам международного сообщества, обогащение урана.
По данным источников в оборонном ведомстве Израиля, Иран сможет поставить на вооружение ЗРК, способные уничтожать баллистические и ракетные цели, уже до конца этого года. Первая партия поступит, согласно этой информации, в сентябре, и для того чтобы комплексы полностью встали на боевое дежурство, понадобится от 6 до 12 месяцев.
У Тегерана, напоминают израильские источники, по всей видимости, уже есть несколько комплексов С-300, которые обеспечивают защиту ядерных объектов на территории страны. Однако нельзя утверждать, что новейшее оружие поступило непосредственно из России, скорее всего, за поставку ответственна союзная Москве Белоруссия, уверяют в министерстве обороны Израиля.
The Jerusalem Post приводит еще один довод в пользу правдивости полученной ею информации.
В ходе недавних учений, напоминает газета, израильские ВВС пролетали над территорией Греции, причем маршрут полета был составлен таким образом, чтобы истребители могли собрать всю необходимую информацию о размещенных на острове Крит аналогичных комплексах российского производства.
Выжидательную позицию занимают Соединенные Штаты, предпринимавшие в последние месяцы значительные усилия, чтобы остудить некоторые горячие головы в Израиле, готовые немедленно нанести удар по иранским ядерным объектам. 9 июля, отвечая на вопросы журналистов, министр обороны в администрации Джорджа Буша Роберт Гейтс заметил: «Основываясь на том, что я знаю, крайне маловероятно, чтобы эти ракетные комплексы оказались в руках иранцев в ближайшее время». Как отмечает Reuters, такая формулировка вовсе не говорит, что Исламская Республика вообще не получит С-300 в свое распоряжение.
Вопрос об С-300 принципиален для всех четырех стран. Для США и, в первую очередь, Израиля это означало бы, что любая воздушная атака, возможностью которой обе страны пытаются сдерживать ядерные амбиции Ирана, может быть сорвана. Тель-Авив, про который хоть и говорят, что он уже располагает технологиями, аналогичными американской «Стэлс», рискует при провале налета пострадать куда серьезнее, учитывая наличие у Ирана конвенциональных ракет средней дальности. Именно поэтому в Израиле и надеются сейчас на ужесточение позиции Вашингтона, что ясно дали понять на этой неделе как премьер Эхуд Ольмерт, так и его возможный сменщик во главе правительства министр транспорта Шауль Мофаз.
Иран в вопросе покупки российских систем ПВО всегда занимал позицию «стратегической неопределенности»: не подтверждал наличие у себя С-300, но не исключал желания их иметь. В декабре прошлого года Тегеран вновь заявил, что «изучает возможность» закупки С-300. Первый раз эта тема муссировалась еще в 2005 году. Но полгода назад об этом заговорил сам министр обороны Ирана Мостафа Мохаммад Наджар, и то же самое подтвердили некие источники в российском военно-промышленном комплексе. Однако по мере того как возмущение Запада становилось все громче и громче, в Москве поспешили взять свои слова обратно. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству объявила пару дней спустя, что «вопрос о поставках Ирану С-300… не является актуальным, не обсуждается и не дискутируется в данный момент с иранской стороной».
Однако Тегеран решил держать интригу, пару месяцев спустя вновь напомнив о сделке. «То, что назвали в свое время опровержением (относительно переговоров по поставкам С-300), являлось заявлением одного российского представителя, который сообщил, что в ходе последнего визита российской военной делегации в Иран по этой теме никаких переговоров не велось», – многозначительно намекнул замглавы МИД Ирана Мехди Сафари.
На сей раз Москва пока хранит молчание: ни корпорация «Рособоронэкспорт», ни Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, куда обратилась «Газета.Ru», для комментариев оказались недоступны.
Напомним, С-300 является зенитно-ракетной системой среднего радиуса действия, которая была принята на вооружение в СССР в 1979 году (четыре года назад на вооружение был принят комплекс С-400). Модификация С-300ПМУ1, которую Россия якобы готовилась продать Ирану, обеспечивает поражение современных самолетов, стратегических крылатых ракет и других воздушных целей. Система предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения во всем диапазоне их практического применения. Дальность действия С-300ПМУ1 достигает 150 км. С-300 никогда не принимала участия в реальных боевых действиях, однако считается очень боеспособной системой ПВО.
При этом именно в комплексах средней дальности Тегеран испытывает реальную потребность. В 2005 году Россия и Иран заключили контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов малой дальности «Тор-М1», и в конце января 2007 года Тегеран их получил.