Громкая история о кровавой зачистке станицы Бороздиновская («Газета.Ru» неоднократно писала об этом) в буквальном смысле вышла за пределы Чечни и, судя по всему, уже добралась до Кремля.
Во всяком случае, в понедельник о Бороздиновской впервые заговорил высокопоставленный чиновник федерального уровня.
Полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак сегодня взял под личный контроль деятельность оперативно-следственной группы Генпрокуратуры, расследующей факты похищения людей и ситуацию в станице Бороздиновская Шелковского района Чечни. «Под председательством полпреда президента Дмитрия Козака прошло совещание с участием представителей силовых структур — прокуратуры, МВД и ФСБ, на котором была рассмотрена ситуация с многочисленными фактами похищения людей в Чеченской pеспублике», — отметил представитель пресс-службы полпреда. Полпред просил силовиков уделить особое внимание этим фактам, особенно ситуации в Бороздиновской, отметил источник «Интерфакса».
До Козака еще в минувшую субботу проблемой Бороздиновской занялась специально созданная совместная чеченско-дагестанская комиссия, которую возглавили чеченский министр по национальной политике, информации и внешним связям Мовсар Ибрагимов и член госсовета Дагестана Эльмади Жабраилов.
Пока о том, что проблема Бороздиновской решена, говорить не приходится. К минувшим выходным жители чеченского села (преимущественно этнические дагестанцы) в большинстве своем уже покинули свои дома и вместе со своим скарбом приехали на грузовиках на границу с Дагестаном. В районе города Кизляр условной границей служит трасса Махачкала — Астрахань. Жители перешли на ту сторону дороги, которая относится к Дагестану, и обосновались там лагерем. Пока более 500 жителей станицы Бороздиновская живут на своих вещах, накрытых полиэтиленом. Из удобств в лагере на окраине Кизляра всего шесть палаток, цистерна с водой и построенные беженцами туалеты.
Несмотря на ужасные условия, те, кто пришли, наотрез отказываются возвращаться, более того, к месту стихийного лагеря подъезжают все новые семьи дагестанцев, выжитых из чеченской станицы жестокой зачисткой.
К тому же в самом Дагестане многие местные жители после событий в Бороздиновской стали призывать к мести чеченцам.
По рассказам беженцев, 4 июня в середине дня в станицу, где живут в основном аварцы, переселенные туда в начале 1950-х годов из горных Цунтинского и Цумадинского районов Дагестана, приехали на одном БТР и нескольких десятках машин около четырехсот вооруженных людей в камуфляжной форме. Люди эти говорили по-чеченски, и некоторые местные, понимающие чеченский язык, по разговорам решили, что это батальон «Восток» Сулима Ямадаева.
Всех мужчин старше 15 лет согнали во двор сельской школы и стали бить.
По рассказам очевидцев, по лежащим на земле просто ходили ногами. Когда женщины пошли к школе, их не подпустили, пугая выстрелами в воздух и взрывами дымовых шашек. Ближе к вечеру в станицу на белых джипах подъехали неизвестные в костюмах и в ответ на вопрос местных жителей, кто на них напал, сказали: «Здесь все, кроме Рамзана Кадырова». Поздно вечером мужчин отпустили. В селе к тому времени догорали два дома, третий подожженный дом удалось потушить. В одном из домов нашли погибшего старика, а в другом — человеческие останки. Еще 11 местных жителей забрали с собой. По данным местных жителей, увели десятерых аварцев и одного русского по фамилии Лачко, который приехал к другу из Кизляра искупаться в местном озере.
Какие формирования в действительности проводили первую жесткую зачистку в маленькой станице, более или менее благополучно пережившей обе войны, никто до сих пор сказать не может. В МВД Чечни корреспонденту «Газете.Ru» сказали, что это до сих пор неизвестно и расследованием занимается специальная комиссия.
Сейчас почему-то никто не вспоминает о том, что пропавшие одиннадцать жителей находились в руках чеченской милиции.
Об этом еще 6 июня сообщал агентству «Интерфакс» источник в правоохранительных органах республики. По его словам, одиннадцать жителей селения Бороздиновская были «задержаны по подозрению в пособничестве боевикам, совершившим нападение на главу местной администрации». «Сейчас с задержанными проводятся следственные мероприятия, проверяется их причастность к совершенному преступлению и данные о пособничестве боевикам», — заявлял источник в чеченской милиции. Он же отметил, что при невыясненных обстоятельствах в селении сгорели четыре жилых дома, в одном из которых был найден труп местного жителя.
Местные жители считают, что это погром устроил батальон «Восток». За день до зачистки в станице был убит лесник Тагир Ахматов, сын которого служит в батальоне Ямадаева. Сам Ямадаев всегда обещал кровную месть всем боевикам, нападавшим на его бойцов, и слова его редко расходились с действиями. К тому же жители станицы уверяют, что видели среди тех, кто проводил операцию, начальника разведки «Востока» Хамзата Гаирбекова. Отряд Ямадаева вообще категорически отрицает свою связь с событиями в станице. Один из братьев Ямадаевых, депутат Госдумы Руслан Ямадаев, сообщил «Газете.Ru», что бойцы «Востока» находились в Бороздиновской всего минут 15 и никакой зачистки там не проводили. Жителей, мол, никто не задерживал, и все происходившее в селе к батальону «Восток» вообще не имеет отношения. «Это умно задуманная провокация, чтобы замазать батальон «Восток», — заявил Ямадаев «Газете.Ru», добавив, что 11 якобы задержанных, можно сказать, пропали без вести, потому что никто не знает, кто зачистил станицу. Сейчас депутат поехал в Чечню, чтобы принять участие в расследовании событий, и говорит, что его брат вообще болеет и никак не мог принимать участие в событиях в Бороздиновской.
Командир болеет, а работа идет.
Как стало известно в понедельник утром, в селе Дышне-Ведено, в частном доме по улице Садовая, бойцы батальона спецназа «Восток» застрелили троих боевиков. После перестрелки у мертвых «с места происшествия изъяты три автомата Калашникова и боеприпасы». Как сообщает РИА «Новости», боевики входили в бандгруппу некого Муслиева по кличке Абрек, никогда ранее не упоминавшегося в чеченских сводках.