Сегодня с утра Бишкек на несколько часов вновь как будто поглотила революция. Около трехсот человек окружили здание Верховного суда. Агрессивная толпа вокруг здания образовалась буквально в считанные минуты. Всех их организованно подвезли примерно на двух десятках микроавтобусов, которые припарковались за углом.
Толпа явно готовилась к штурму.
В самом здании в это время находились их соотечественники, такая же толпа, только с другими взглядами, на происходящее. Это сторонники ряда кандидатов, проигравших на парламентских выборах в марте этого года. В апреле, уже после так называемой «тюльпановой революции», они, осерчав на жизнь, уже взяли Верховный суд штурмом, а теперь почти полтора месяца сидят там мирно, добиваясь таки, чтобы их кандидаты были возвращены в парламент. Мирных бунтовщиков было меньше – около сотни человек. На руках у штурмующих были повязки цвета киргизской революции – «бирюзового», у удерживающих здание — красные. Бирюзовые говорили, что они представляют народ и требуют возобновления работы Верховного суда, парализованной тем, что в здании обосновались красные.
Увидев, что их ждет, красные выставили перед собой бутылки с бензином и стали угрожать поджечь Верховный суд в случае штурма. Однако угрозы действия не возымели.
Поначалу стало даже непонятно, кто кого штурмует, так как толпа бирюзовых вела себя еще хуже, чем красные, когда захватывали тот же Верховный суд. Штурмующие стали бить стекла в суде и кидать внутрь камни. Безоружная милиция попыталась было предотвратить захват здания. Два десятка милиционеров, поначалу спокойно наблюдавшие за тем, как здание суда штурмует толпа, встали в цепь перед входом в суд. Однако примерно сотне бирюзовых удалось ворваться в здание Верховного суда.
Посыпались разбитые стекла, из окон полетели вещи тех, кто удерживал здание, — матрасы, одежда, посуда. Толпа внизу приветствовала эти действия радостными криками и улюлюканьем.
В итоге сопротивление красных было быстро сломлено, поджечь Верховный суд они не успели или не захотели. Красные продержались в здании ровно 41 день. 22 апреля они захватили Верховный суд Киргизии, чтобы потребовать отставки его председателя и всех судей. Дело в том, что в свое время революция в Киргизии началась именно из-за несправедливых выборов в парламент. Недовольные массы пошли на Бишкек, чтобы свергнуть нечестным путем выбранный парламент. Возглавил народное восстание один из депутатов, не прошедших в парламент, нынешний и.о. президента Курманбек Бакиев. После победы революции новые власти долгое время думали, что делать с парламентом. Сначала восстановили старый, потом парламенты стали функционировать оба, и, наконец, Центризбирком решил оставить новый парламент, избранный под административным нажимом свергнутого президента Аскара Акаева. Споры по поводу недосчитанных процентов предложили решать в судебном порядке. Однако суд, лишив депутатских полномочий наиболее одиозных фигур из окружения Акаева, в остальном оставил все так, как есть.
То есть революция в каком-то смысле лишилась смысла. Акаева свергли, а избранный при нем парламент, из-за которого все и началось, остался прежним.
Это и послужило причиной праведного возмущения остальных кандидатов, которым не удалось попасть ни в правительство, ни в парламент. Председатель Верховного суда Курманбек Осмолов, опасаясь беспорядков, даже подал сначала в отставку, но затем, увидев, что никаких перемен не происходит, свое прошение отозвал. Нынешние власти республики реагировать на требования палаточного городка, разбитого красными внутри высшего судебного органа, кажется, тоже не намеревались.
Потому сегодняшнее выбрасывание матрасов и прочей бунтовской утвари из окон суда революционным властям Киргизии очень даже выгодно.
Это подтверждается еще и тем, что эти самые бирюзовые, которые решили «красную проблему», некоторым образом связаны с пришедшими сейчас к власти политиками. После удачного завершения штурма стало известно, что здание суда было «освобождено» представителями так называемого «Народного ополчения». Об этом «Интерфаксу» сообщил сотрудник правоохранительных органов, который находится в оцеплении у здания Верховного суда. При этом он заявил, что ополченцы работали аккуратно. «Кроме входных дверей, больше ничего в здании Верховного суда не пострадало. Все кабинеты опечатаны», — сказал сотрудник правоохранительных органов.
«Народное ополчение» было создано еще во время революции при поддержке бывшего сотрудника КГБ, освобожденного из тюрьмы лидера оппозиции Феликса Кулова для защиты города и страны от мародеров и погромщиков.
Костяк ополчения составили каскадеры на спортивных лошадях, а возглавил штаб заслуженный каскадер республики и сподвижник Кулова Усен Кудайбергенов (в ночь на 12 апреля он был убит при загадочных обстоятельствах).
Кулов, после победы революции возглавивший работу всех силовых структур, во многом опирался на штаб «Народного ополчения». Сейчас «Народное ополчение» уже представляет собой реальную силу, состоящую из 25 тысяч хорошо организованных активистов по всей республике, контролируемых нынешним и.о. вице-премьера Куловым через своих людей.