Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Заниматься красивым бизнесом стало сложнее»

Как вести бизнес в сфере бьюти-услуг

Несмотря на то, что ниша косметических услуг давно заполнена, желающих открыть свой салон красоты с каждым годом становится все больше. В рамках спецпроекта про бизнес-успехи россиян «Газета.Ru» поговорила с руководителем консалтинга Babor Beauty Spa в России Элеонорой Зоновой о том, как выжить в условиях жесткой конкуренции на рынке красоты и заинтересовать своим бизнесом франчайзи.

Красота как доход

Желание открыть собственное дело у Элеоноры Зоновой появилось еще в студенческие годы. По иронии судьбы направление деятельности предопределила языковая стажировка в Германии. Здесь, во время учебы, Элеонора вместе с подругой и коллегой Оксаной Белозерцевой познакомились с представителями компании Babor, специализирующейся на производстве профессиональной косметики по уходу за кожей. Девушкам предложили развивать франшизу в России, и они согласились: вернувшись на родину, занялись «красивым бизнесом».

История началась 20 лет назад – в 1997 году, в Калуге, где был открыт свой первый институт красоты по немецким технологиям. Спустя 2,5 года в Москве появился офис с дистрибуцией косметики.

Сегодня Элеонора Зонова и Оксана Белозерцева - собственники группы компаний Ersta, занимающейся оптовой продажей профессиональной косметики медицинским центрам, спа-центрам и салонам красоты в 65 городах, а также развитием франчайзинга Babor в России.

«Самым сложным на начальном этапе был выход на рынок – нужно было заявить о себе в правильных кругах, чтобы клиенты узнали о новом бренде премиального сегмента, — рассказывает Элеонора.

— Я помню нашу первую презентацию в отеле в центре Москвы: в течение месяца мы готовили мероприятие, продумывали сценарий, составляли списки клиентов и салонов красоты, звонили и приглашали на презентацию».

Тогда, говорит она, ситуация на рынке была иной, россияне знали только французскую косметику. «В каком-то смысле нам нужно было сломать стереотипы и показать, что французская парфюмерия и косметика – это здорово, но родина дерматокосметологии, где проводится значительная часть научных исследований кожи, это все-таки Германия», – объясняет предпринимательница.

Бизнес-план для инвестора

Постепенно бренд набирал известность в различных городах России, и в 2004 году Элеонора с Оксаной приняли решение открыть салон в Москве. «У нас был успешный опыт дистрибуции, и мы понимали, что иметь свой салон красоты в столице очень важно. Так мы могли показать партнерам наш опыт ведения бизнеса и рассказать обо всех функциях предприятия: от создания концепции до открытия салона и функционирования в ближайшие годы», – говорит Зонова.

Московский салон вышел на точку безубыточности через год. Через 2,5 года инвестиции окупились, и бизнес начал приносить прибыль. Еще через полгода подруги продали первую франшизу в Санкт-Петербург.

Сейчас во франчайзинговом проекте Babor в России уже 19 заведений, из которых 3 салона собственные.

О предложениях компании-франчайзи узнают в том числе через бизнес-навигатор МСП, рассказывает директор по франчайзингу компании Андрей Уваров. «Для меня, как для франчайзера, были важны две функции навигатора: оценка конкурентов при выборе района и наличие помещений», — говорит он. С помощью ресурса начинающие и состоявшиеся предприниматели могут составить бизнес-план будущего проекта, проверить свои знания и навыки в этой области. «Если человек бизнесом не занимался, с помощью бизнес-навигатора можно найти всю нужную информацию и выгрузить готовый бизнес-план проекта. Если опыт в предпринимательстве уже имеется,то можно на портале можно посмотреть аналитику по рынку, а бизнес-план позволяет подумать над показателями», — считает он.

В зависимости от формата франшизы (всего их у компании три), паушальный взнос за использование товарного знака составляет от 450 тыс. до 1 млн руб., а стартовые инвестиции — от 4 млн до 20 млн руб. На начальном этапе около 40% инвестиций уходят на ремонт помещения, еще 40% на оборудование (парикмахерские кресла, торговые витрины для бутика, зоны отдыха) и 20% распределяются на рекламу и маркетинг, обучение персонала и непредвиденные расходы.

Полный пакет услуг

По правилам компании, франчайзи имеет право вносить лишь минимальные корректировки в интерьеры: в правилах немецкой компании — единая визуализация во всех странах присутствия.

«У нас существует бренд-бук, где четко прописаны нормы входной группы, вывески, визуализации, оформления косметологических кабинетов – это то, что декларируется и соблюдается.

На свой вкус собственник может выбрать некоторые аксессуары, чтобы оформить внутренний дизайн помещений и вложить в проект свою душу», – объясняет Зонова.

По условиям договора, франчайзи получают консультации на всех этапах реализации бизнеса, им помогают составить маркетинг-календарь на год, проводят обучающие семинары по программе, предоставленной зарубежными партнерами. «Мы полностью адаптировали немецкое обучение под российский рынок и называем свою программу Beauty MBA. Это курс для собственников и управленцев по ведению «красивого бизнеса» с нуля», – уточняет Элеонора.

Перед открытием салона управленцы, собственники и персонал проходят обязательный курс обучения. В зависимости от специальности, он длится от недели до трех. Здесь есть блок по управлению клиентами, продажами и финансами. В столичном учебном центре есть мотивационная библиотека с книгами по тайм-менеджменту и спа-питанию, проходят внутренние конкурсы среди персонала собственных компаний и франчайзи.

Для продвижения салонов в городе-миллионнике есть свои секреты. Например, кооперация с известными брендами с целью привлечь внимание их клиентов. Так, партнером открытия салона в Санкт-Петербурге выступил люксовый автомобильный бренд, а в Перми – популярный салон меховых изделий. Еще один вариант – бизнес-завтраки для успешных женщин, на которых они узнают о новых бьюти-услугах и средствах по уходу за собой.

Всех рассудит клиент

Элеонора и Оксана находятся в постоянном контакте с франчайзи. Дважды в год для них организуются конференции, на которых обсуждают ключевые аспекты бизнеса. Например, в этом году темой встречи в московском офисе стала работе с социальными сетями и цифровым маркетингом в целом. Вторая конференция проходила в Берлине и представляла собой тематические воркшопы с приглашенным бизнес-тренером и бизнес-экскурсию по концепт-сторам европейской столицы.

По словам Элеоноры, на этапе развития бизнеса очень большое значение имеет первый год жизни компании.

«Нам важно иметь аналитику от клиентов, к кому из специалистов они обращаются, и какая существует возвратность. Если услуги кого-то из сотрудников не пользуются спросом, мы проверяем, с чем это связано, возможно, человек не все знает о продукте, в таких случаях мы его доучиваем и даем время, чтобы он исправил ситуацию. Также своих франчайзи мы стараемся проверять через тайных посетителей. Хотя, конечно, основной способ проверки эффективности – это обороты, которые мы видим», — рассказывает она.

Неудачные кейсы случаются, когда собственники не следуют рекомендациям и технологиям, которые им передаются в рамках договора, утверждает предприниматель. Так подобная история произошла с инвесторами в одном из российских городов. Они решили сразу предлагать услуги аппаратной косметологии, для чего закупили дорогостоящее оборудование, хотя на первом этапе делать этого не советуют. В результате они потратили больше средств, чем требовалось для открытия салона, а также сразу, при отсутствии базы постоянных клиентов, были вынуждены конкурировать с уже существующими салонами, которые специализируются на аппаратной косметологии.

Через тернии к звездам

В последние десятилетия бизнес-среда сильно изменилась: повысилась конкуренция, выросли издержки, изменилось законодательство и нормы . К тому же изменился сам клиент. «Заниматься «красивым бизнесом» стало сложнее, но это неплохо. Конкуренция дает возможность развиваться, улучшать сервис и тщательнее работать с каждым клиентом. У нас появился отдельный семинар по управлению сервисом, и если раньше он длился всего два дня, то в следующем году мы планируем его расширять», — отметила Зонова.

Останавливаться на достигнутом Элеонора и Оксана не планируют: бренд представлен не во всех городах России, так что есть куда стремиться. В ближайшие 5 лет их компания продолжит развивать франчайзинг в городах-миллионниках и с населением от 300 тыс. жителей.

Новости и материалы
Премьер Словакии Фицо перенес новую операцию
Самокатчик проломил петербурженке череп, врезавшись в нее, и стал фигурантом дела
Названы автомобили, которые разонравились россиянам
В аэропорту Ставропольского края произошло возгорание
Шаляпин заступился за Пугачеву: «Я с ней бы переспал»
Минобороны РФ назвало количество уничтоженных морских дронов ВСУ за неделю
Наташа Королева опубликовала свое школьное фото из выпускного альбома
ВСУ использовали более 90 боеприпасов для обстрелов Белгородской области
Парада в День независимости Грузии 26 мая не будет
В «Спартаке» приняли решение по Луневу
Стали известны результаты экспертизы тормозной системы упавшего в Мойку автобуса
Гурцкая о муже: «Ничего не предвещало беды»
В Одессе произошел взрыв
Россия за неделю взяла 12 населенных пунктов под Харьковом
Афганистан хотел бы вернуться к постоянным закупкам нефтепродуктов из России
В Туле 15 человек задержали по подозрению в организации незаконной миграции
Избившего до смерти певицу группы Una мужчину арестовали
В Финляндии планируют запретить россиянам покупать недвижимость в стране
Все новости