Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«В Москве люди агрессивнее, чем на Украине»

Художник Сергей Братков о беззащитности, обнаженной натуре и радикальных жестах

«Да здравствует сегодняшнее плохо за то, что завтра будет хорошо!» — этот лозунг был выдвинут Сергеем Братковым в 2014 году, но обещанное завтра так и не наступило. «Газета.Ru» поговорила с русско-украинским художником о России, советских приметах и дремучем сознании.

Мы продолжаем жить среди ковров

— В свое время, только переехав в Москву, вы сотрудничали с глянцевыми журналами, делая для них гламурные фотографии. Мир, который вы создаете в своих художественных работах, подчеркнуто антигламурен: работа в глянце повлияла на ваш стиль?

— Я работал с несколькими изданиями, зарабатывая деньги на жизнь. Когда невозможно было заработать как художнику, своими работами. Я делал это осознанно. Начало 2000-х годов было царством гламура. Но я не смог там долго держаться. Потому что гламур — это как религия, она требует отдачи и веры в это. Я в это не очень верю.

— А антигламур?

— Антигламур — это все остальное, жизнь наша, реальная. Это коллаж — он состоит из праздничной лицевой стороны и грустной подложки или, наоборот, праздничной подложки и печальной лицевой стороны. Меня интересует, конечно, наша актуальная жизнь.

— Вы во многих работах прибегаете к коллажной технике — вот и на выставке «Щуки-Штуки» во Vladey, к примеру, представлены не чистые снимки, а любительские эротические фотографии, абстрактно закрашенные. С чем связан такой выбор? Кризис классической фотографии? Снимков стало слишком много?

— Это витает в воздухе, конечно. В 60-е годы фотография не рассматривалась в contemporary art как самостоятельное искусство. Но она прошла путь от концептуальной фотографии до картинности большого формата, до создания псевдореальности, как у Андреаса Гурски. Сейчас есть некий кризис идей, который в какой-то степени помогут решить медиа. Так что это не конец фотографии. Просто в искусстве с ней нужно работать.

— То есть она нуждается в некоторой ретуши? Photoshop для искусства?

— Это необязательно. Фотография — это новый текст, новая визуальность, преломленная через интернет. Сегодня сети становятся пленэром для художника, он там ищет изображения. Снимки на этой выставке — это не только фотографии советского прошлого. Это сегодняшняя российская обыденность, любительская эротическая фотография. А любительская фотография — она маргинальная и порой очень интересна, как детский рисунок. А любим мы детский рисунок за неопределенный взгляд, за некий сбой. Это сбои композиционные, световые, связанные с коллажем в сознании, когда одно что-то удивительное накладывается на другое. Детский рисунок изучали и Пикассо, и Матисс, и Миро, и художники русского авангарда. Они анализировали и использовали в творчестве эти сбои. Я, собственно говоря, не работаю с образом. Я работаю с этими сбоями.

— Вы выбрали для этой серии любительскую фотографию в советских интерьерах — на фоне ковров и сервантов. Вы видите какую-то потребность сейчас в ностальгии у общества?

— На самом деле это очень широкий спектр — от современных кухонь и ванных до комнат в советском антураже. Мои студенты живут на съемных квартирах — многие из них снимают квартиры у бабушек и дедушек, продолжают жить среди ковров.

— Получается, что советская и российская повседневность не так уж далеко ушли друг от друга.

— Для Кабакова и Михайлова, художников старшего поколения, эта повседневность до сих пор советская.

Нам кажется, что мы живем в капитализме давно, но если посмотреть через увеличительное стекло времени, то у нас еще продолжается советская эпоха.

«Сейчас все стали осторожными»

— Если отойти от времени и перейти к пространству, то оказывается, что вы считаетесь украинским художником, хотя давно живете в Москве.

— Это по месту рождения, я родился в Харькове. Я живу в Москве 16 лет уже практически безвыездно.

— Однако вопрос русской и украинской национальной идентичности внезапно стал очень острым.

— Национальная идентичность определяется, наверное, темпераментом. Когда я приехал в Москву, я был очень горячий. Мне казалось, что такое все вокруг холодное, а я вот такой жаркий, и тема у меня жаркая. Но потом как-то подостыл. Сейчас приезжаю на Украину проведать родственников, появляюсь среди художников, а они мне: «А, приехал из Москвы, холодный такой, ты уже не наш».

— Тем не менее у вас была выставка в этом году в Киеве в галерее «Воздвиженка».

— На «Воздвиженке» была возможность показать серию работ об украинской девочке Саше, которая раньше занималась модельным бизнесом. Она пришла на эту выставку, мне было важно это.

— Она — одна из тех детей, которых вы снимали для серии «Детки» в 2000-м. Других вы пытались найти?

— Я пытался это сделать десять лет спустя. Но у меня это не получилось, честно скажу вам.

— Сашу будете еще снимать?

— Она перед выставкой написала мне, что ей не хочется, чтобы фото выставлялись: «Я занимаюсь сейчас дизайном в крупной компании, это не очень хорошо для моей карьеры, наверное».

Сейчас все стали осторожными.

— Действительно, стали. Вот в 10-м году в одном из интервью вы рассуждали о радикальном жесте и о том, что вот как раз в те «тучные годы» не было художников, способных на этот жест. Сейчас появились Петр Павленский и Pussy Riot, способные на это, — получается, что чем хуже, тем лучше? Отсутствие свободы может породить новые идеи?

— Да, это может породить, безусловно. Но если мы представим себе, что мы, не дай Бог, скатимся к варианту Северной Кореи, то, конечно, будет другое искусство. Но если говорить о радикальных художниках, то у меня повышенные требования к тем, кто занимается левым искусством. Я полагаю, что их творчество должно быть абсолютно искренне и связано с их повседневной жизнью. Сложно, знаете, сегодня найти людей, которые не только имеют «левые» взгляды, но и живут соответствующим образом.

— Надо быть бедным еще при этом…

— Надо делиться. Надо жертвовать. А искусство — это всегда некая жертва! Ибо Ницше писал: «Все, что истинно, написано кровью». В буквальном смысле надо писать кровью. Это очень редкие люди. И вообще в искусстве большие звезды — это редкие люди. Они рождаются раз в сто лет. Людей, которых вы назвали, — их и не может быть больше.

Беззащитное искусство

— Создавая радикальную работу, вы еще и рискуете быть облитым мочой. Нужно быть к этому готовым?

— Художник, конечно, должен быть готов отстаивать свои идеи и иметь реальное представление, где он живет, в каком месте он выставляется и почему он это делает.

— И если бы вашу выставку захотели запретить условные казаки, что бы вы сделали?

— У меня так было. Но я не очень скандальный человек и никогда не использовал эти случаи для пиара.

— А если нет самопиара, то нет и казаков, получается?

— Вы знаете, в школу Родченко тоже пришли — на выставку моих студентов. И тоже распылили эту гадость. Пришли в государственное учреждение всего лишь из-за того, что на афише была изображена половинка скульптуры Мартина Киппенбергера «Распятая лягушка». Это классическая работа. Киппенбергер страдал алкоголизмом и лечился, это для него было тяжело, распятая лягушка — это религиозный образ, в одной руке маленькая бутылка, а в другой — яичница. И он говорил это о себе. Потому что каждый человек примеряет себя с Христом в этой ситуации. Так вот, эти бородатые негодяи учинили хулиганство. Мы их пытались выгнать, но безуспешно.

— А почему бы не дать им хотя бы раз физический отпор?

— Художественное сообщество не организовано. Мы не можем создавать свои дружины самообороны, потому что в таком случае мы будем уже не художниками, а союзом офицеров. Мы, конечно, беззащитны.

Кроме того, искусство, конечно, это искусство индивидуалиста.

В России наступает Белоруссия

— Вы часто говорите о том, что сейчас не снимаете героев, потому что героя нет. Даже делали инсталляцию из цитаты Гагарина: «Из ресторанов в космос не летают». Но, может быть, вы видите, какие ключевые модели поведения сейчас востребованы?

— Надо отстаивать свои позиции. Видите, сейчас время цензурное. Вот обнаженная натура — она же всегда присутствовала в искусстве. Она — хозяйка дома у художника. Галерея — это мой дом. Я здесь могу себе позволить, вульгарно выражаясь, «ходить в тапочках». И почему я должен из-за какой-то цензуры отказаться от многовековых традиций в искусстве, перестать использовать обнаженное тело? Это мой дом.

Идите вы подальше! И сказать это вовремя тоже в какой-то момент времени — это важно. Я это говорю здесь. Это моя гражданская позиция.

— А если художники получат карт-бланш выставлять все, что хотят?

— Посмотрим.

Пока в России наметился белорусский вариант. Когда в выставках, организованных государством, больше салонного искусства. При этом актуальное будет нивелироваться.

В народном сознании заложено традиционное отношение к искусству. Люди ценят ремесло. Затраченное время. Власти всего могут сказать: «Посмотрите — вот, что нужно народу». Текущая перспектива — это уклон в сторону народа, а не элитарности.

— Но на провокации люди все равно будут обращать внимание.

— Провокация — это важнейший инструмент. Люди заросли толстым слоем безразличия, невосприятия, замедленности, и, чтобы пробиться через толстый слой, нужна провокация, нужен укол, иногда скальпелем.

Сельская дремучесть

— В 2014 году вы делали инсталляцию «Да здравствует сегодняшнее плохо за то, что завтра будет хорошо!». Завтра уже наступило или стало еще хуже?

— Усложняется, конечно. Художественный процесс сегодня отрезан от мирового. Кто герои нашей сегодняшней художественной сцены? 90% рынка современного искусства — это художники, живущие за границей. Уехавшие вовремя. Чтобы искусство развивалось, нашим художникам нужно находиться в большом искусстве, в олимпийском искусстве. Знать своих конкурентов, которые прыгают с 90-метрового трамплина. Знать, что тоже там прыгнем. Изоляция очень плоха для русского искусства. Кажется, что мы самобытны и этого достаточно.

— Вы живете в Москве с 2000-го, жители и город изменились?

— Более friendly она не стала. Люди агрессивнее, чем на Украине. Например, в гастрономе у меня постоянно просят деньги. Как-то раз монеты продали фальшивые — правда, я, дурак, уши развесил, сонный был, с собакой гулял. Кто-то, чтобы испугать, мне нож в метро показал, потому что я не мог от двери отойти. Знаете, я все время пытаюсь быть внимательным и осторожным в Москве.

А с точки зрения урбанистики удивляет китчевость, конечно. И возвращение к Советскому Союзу — наглядная агитация, стенгазеты. Фонтаны и вазоны. Какая-то сталинская помпезность. Из позитивного –детская площадка модная ,во дворе хоккейная коробка и нет больше улиток и сараев-гаражей.

— Вы как-то говорили, что деревенской публике свойственна дремучесть, что у них в голове одновременно Простоквашино и Кущевка. А что за коктейль у горожанина?

— Я живу на улице Подбельского, и если судить по соседям, то в них сильна сельская культура. Знаете, переделать балкон, вывесив там какую-то пеструху. Обозначить личную территорию, разбив палисадник, семечки на лавочке поплевать.

Чем человек дремучее, тем ему легче живется. У него есть определенный распорядок: отдремучил на работе спокойно, потом пришел домой отдремучил за телеком, тихо, а иногда и громко, отошел ко сну.

«Здесь дом украшать нет смысла»

— И тут приходит художник и пытается их спровоцировать. Или не их?

— У искусства тоже определенный есть кризис сегодня. Оно уже не такое sexy, как было. В 90-е годы в «Риджину» на Тверскую приходил очень широкий контингент публики. И Жириновский, и Лимонов, и музыканты, и театральные деятели. Сегодня искусство сомкнулось на круг художника и его друзей. Даже театры более популярны сегодня.

— Почему?

— Театры представляют мультишоу: видеопроекции,музыка,танцы, в фойе — картины. Такой просто комплексный обед дают — это более доступная форма для восприятия, чем какие-то картинки. Кроме того, имеют значение деньги, которые вложены в это действо. Можно делать шоу Копперфильда. А есть шоу Акопяна: голубя из рукава выбросил — и все. Вот я выбрасываю голубя из рукава, пытаюсь совершить маленькое чудо.

— А галереи держат зрителя на голодном пайке?

— Стараются в меру своих скромных средств.

— То есть живым художникам не хватает понятного госзаказа с финансированием?

— Видите ли, у нас госзаказ окрашен определенной любовью. Мне такой не нужен. Например, в американском искусстве существуют частные инвестиции за счет налоговых преференций. Если у нас такие будут, то и щукины появятся.

— Сейчас таких щедрых и азартных меценатов нет. А если они и есть, то не интересуются современным искусством.

— Это известная история, что наши предприниматели живут с мыслью, что завтра уедут туда, за границу, где уже их дети учатся. А здесь дом украшать нет смысла.

Новости и материалы
Креативность и юмор улучшают самочувствие пожилых, установили ученые
В Пентагоне заявили о непричастности США к крушению вертолета Раиси
Ученые нашли способ улучшить терапию опасного рака мозга
Певец Лоза об игроке «Спартака» Джикии: возраст тоже берет свое
В Пентагоне прокомментировали гибель Раиси
Байден раскритиковал требования МУС о выдаче ордеров на арест руководства Израиля
В Белгороде и Шебекино объявлена ракетная опасность
В Карелии мужчина получил срок 15 лет за изнасилование трехлетнего ребенка возлюбленной
В московском ресторане произошел сильный пожар
Минэнерго Запорожской области назвало причину отключения света
ХАМАС раскритиковал Международный уголовный суд за его ордера об аресте
Названы полезные для здоровья заменители оливкового масла
Небензя напомнил посредникам об окончании срока полномочий Зеленского
В Турции допустили, что система сигнализации у вертолета Раиси была отключена
Продюсер заявил, что Шнуров «подложил свинью» на «Новой Фабрике звезд»
США попросили открепить Морозов из сборной России по фигурному катанию
На Украине объявили об ограничениях в потреблении электроэнергии
Казахстан ратифицировал протокол о транзите российской нефти в Китай
Все новости